В Гималаях нашли капли древнего океана, которым 600 миллионов лет

Высоко в Гималаях ученые из Индийского института науки (IISc) и Университета Ниигаты (Япония) обнаружили капли воды, запертые в минеральных отложениях, которые, вероятно, остались от древнего океана, существовавшего около 600 млн. лет назад. До сих пор ученые практически ничего не знали об океанах, которые были на Земле настолько давно. Капли древней воды многое рассказали о химическом составе этих океанов и климате на Земле в тот период.
В Гималаях нашли капли древнего океана, которым 600 миллионов лет
Кумаон, Индия. Википедия

Примерно 600 миллионов лет назад Земля была полностью покрыта льдом. Такова гипотеза Земли-Снежка. Теперь у нас есть несколько капель воды из того времени и гипотезу можно проверить.

Высоко в Гималаях ученые из Индийского института науки (IISc) и Университета Ниигаты (Япония) обнаружили капли воды в минеральных отложениях, которые, вероятно, были дном древнего океана, существовавшего около 600 млн. лет назад.

Анализ этих отложений, содержащих карбонаты кальция и магния, позволил группе исследователей дать возможное объяснение событий, которые могли привести к крупному событию в истории Земли, связанному с выделением кислорода.

«Мы нашли капсулу времени для палеоокеанов», — говорит соавтор работы Пракаш Чандра Арья.

Земля-Снежок

Земля-Снежок. Реконструкция

Ученые полагают, что в период между 700 и 500 млн. лет назад толстые слои льда покрывали Землю в течение длительного периода, названного Земля-Снежок (одно из крупнейших ледниковых событий в истории).

Вслед за этим произошло увеличение содержания кислорода в атмосфере Земли, получившее название Второго великого кислородного события, которое в конечном итоге привело к эволюции сложных форм жизни. До сих пор ученые не до конца понимают, как были связаны эти события, из-за отсутствия хорошо сохранившихся окаменелостей и исчезновения всех древних океанов, существовавших в истории Земли. Обнаружение пород, содержащих древнюю воду, в Гималаях может дать некоторые ответы.

Древние океаны

Капли древней воды
Prakash Chandra Arya

«Мы мало что знаем о древних океанах», — говорит Пракаш. — «Насколько они отличались от современных? Были ли они более кислыми или основными, богатыми или бедными питательными веществами, теплыми или холодными, каков был их химический и изотопный состав?» По его словам, такие данные могут дать представление о климате Земли в прошлом, а эта информация может быть полезна для моделирования климата будущего.

Отложения, обнаруженные группой исследователей, датируемые примерно временем Земли-Снежка, свидетельствуют о том, что осадочные бассейны океанов были лишены кальция в течение длительного периода времени, вероятно, из-за малого речного стока.

«В это время в океаны не поступала речная вода, а значит, и не было поступления кальция. Когда нет речного стока и поступления кальция, по мере выпадения кальция в осадок доля магния в породе возрастает», — поясняет соавтор работы Саджив Кришнан. По мнению исследователей, магниевые отложения, образовавшиеся в это время, при кристаллизации могли задерживать в порах палеоокеанскую воду.

Недостаток кальция также, вероятно, привел к дефициту питательных веществ, что способствовало развитию медленно растущих фотосинтезирующих цианобактерий, которые могли начать выбрасывать в атмосферу больше кислорода. «Всякий раз, когда в атмосфере повышается уровень кислорода, запускается новый этап эволюции», — говорит Пракаш.

Группа исследователей искала эти отложения на большом участке западной части Кумаонских Гималаев — от Амритпура до ледника Милам и от Дехрадуна до района ледника Ганготри. С помощью всестороннего лабораторного анализа удалось подтвердить, что эти отложения являются продуктом выпадения осадков из древних океанических вод, а не из других мест, например, из недр Земли (например, в результате подводной вулканической деятельности).