Цивилизация, жившая в Китае почти 4000 лет назад, регулярно использовала каменный уголь

Большая группа археологов из Китае и Великобритании обнаружила свидетельства систематического использования угля людьми бронзового века на территории современного Китая. Предыдущие исследования показали, что систематическое применение угля началось не позднее 2500 лет назад. В ходе новой работы исследователи обнаружили свидетельства использования угля примерно 3 700 лет назад.
Типичные археологические остатки, связанные с разработкой угля на JRTGK. (A) Угольная зола, извлеченная из пола домовой площадки . (B) Угольная куча, извлеченная из ямы на домовой площадке. (C) Куски угля, найденные на площадке. (D) Неполностью сгоревшие фрагменты угля. Science Advances (2023). DOI: 10.1126/sciadv.adh0549

Кажется, главным источником тепла для древних людей повсюду было дерево. Но это не так. Уголь использовали и довольно активно.

Большая группа археологов, сотрудничающих с несколькими институтами в Китае и Великобритании, обнаружила свидетельства систематического использования угля людьми бронзового века на территории современного Китая. Предыдущие исследования показали, что систематическое применение угля началось не позднее 2500 лет назад. В ходе новой работы исследователи обнаружили свидетельства использования угля примерно 3 700 лет назад.

Работа проводилась в рамках масштабного проекта по раскопкам поселения Jirentaigoukou (JRTGK). Археологи показали, что две цивилизации жили здесь с разницей почти в 1 000 лет. Нижний уровень, самый древний, изучался другими группами. В новом проекте основное внимание было уделено слою, сохранившему свидетельства проживания людей в период с 3 000 до 3 700 лет назад — в бронзовом веке.

Помимо многочисленных артефактов, команды археологов обнаружили уголь в древних кострищах, ямах для хранения, жилищах, плавильных печах и рядом с кладовками для инструментов.

Такое разнообразие мест, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что использование угля было хорошо налажено, и он применялся для приготовления пищи, обогрева жилищ, выплавки металла, изготовления оружия и инструментов. Иными словами, это свидетельствует о систематическом использовании угля, причем почти на 1000 лет раньше, чем все ранее известные примеры.

Почему древние цивилизации использовали уголь

Карта древних мест использования угля
DOI: 10.1126/sciadv.adh0549

Исследователи отмечают, что помимо использования угля верхний уровень раскопа свидетельствует о том, что за предшествующие 1000 лет было освоено много нового, например, выращивание сельскохозяйственных культур, приручение животных и развитие обработки бронзы.

Скорее всего, уголь стал использоваться в связи с дефицитом древесины в этом районе. Ученые предполагают, что замена дерева углем была вполне естественной, поскольку в этом районе было много угля на поверхности или на малой глубине. Идея использовать уголь в качестве источника топлива, вероятно, не была слишком сложной — известно, что уголь может самовозгораться из-за окислительных реакций в самом веществе. Это заметив, люди вполне могли сделать правильные выводы и начать применение угля.