Анализ писем графа Дракулы показал, что у него было заболевание, из-за которого он плакал кровью

Международная группа ученых-химиков обнаружила свидетельства того, что правитель Валахии XV века Влад III (прототип графа Дракулы) мог страдать от различных болезней, в том числе и от той, при которой слезы смешиваются с кровью. В своей работе группа исследователей описывает анализ белков и пептидов из трех писем, написанных Владом III, и то, что они диагностировали по этим белкам.
Портрет Влада III в замке Амбрас (ок. 1560 г.), предположительно копия с оригинала, выполненного при его жизни. Википедия

Удивительно много может рассказать бумага о человек, который на ней писал.

Группа ученых-химиков из Университета Катании, компании SpringStyle Tech Design Ltd, Национального архива Румынии и Миланского политехнического института обнаружила свидетельства того, что правитель Валахии в XV веке Влад III (прототип графа Дракулы) мог страдать от различных болезней, в том числе и от той, при которой слезы смешиваются с кровью. В своей работе группа исследователей описывает анализ белков и пептидов из трех писем, написанных Влад III, и то, что они диагностировали по этим белкам.

Влад III Цепеш вдохновитель вымышленного персонажа графа Дракулы, был правителем Валахии в XV веке. Он известен как яростный защитник своей земли. Историки обнаружили свидетельства того, что он был ответственен за гибель до 80 000 мусульман, многие из которых были посажены на кол.

Что рассказали письма

В новом исследовании ученые задались вопросом, какие болезни, если таковые были, могли мучить безжалостного правителя. Чтобы выяснить это, ученые получили и проанализировали три документа, написанных графом.

(a) Первое письмо, датированное 4 августа 1475 г.. На нем показано расположение полосок EVA (коричневатые прямоугольники), приложенных к поверхности для захвата биологического материала; (b) картирование флуоресценции фенилаланина, тирозина и триптофана при освещении вспышкой УФ-излучения.
Письмо, датированное 4 августа 1475 г.. (a) Показано расположение полосок EVA (коричневатые прямоугольники), приложенных к поверхности для захвата биологического материала; (b) картирование флуоресценции фенилаланина, тирозина и триптофана при освещении вспышкой УФ-излучения.
Analytical Chemistry (2023). DOI: 10.1021/acs.analchem.3c01461

Когда человек пишет от руки, он обычно прикасается к бумаге. Вначале пальцами, которые кладут бумагу на стол. При письме нижняя часть ладони прижимается к бумаге. В результате этих действий с кожи на бумагу переходят различные химические вещества и молекулы. В своей работе исследовательская группа искала их на бумаге, а найдя, прослеживала их типичное происхождение.

Чтобы снять материал с бумаги, не повредив ее, команда использовала методику, предусматривающую нанесение и удаление этиленвинилацетата. После удаления материал исследовался методом масс-спектрометрии. Группа обнаружила остатки, содержащие более 500 пептидов, из которых были выделены 100 пептидов человеческого происхождения.

Ученые нашли целый набор болезней, которыми мог страдать Влад III. Были обнаружены признаки цилиопатии — генетического заболевания, нарушающего функции клеток и органов, и признаки воспалительных заболеваний, которые, вероятно, привели к проблемам с дыхательными путями и кожей.

Кроме того, были обнаружены соединения, позволяющие предположить, что Влад III страдал гемолакрией — заболеванием, при котором кровь смешивается с жидкостью в слезных каналах, что приводит к появлению слез с примесью крови. Такие «кровавые» слезы вполне могли стать источником легенды.