Астрономы нашли планету, где температура на 2000 градусов выше, чем на Солнце

Астрономы сообщили об открытии системы из двух тел, расположенной на расстоянии около 1400 световых лет от Земли. Ее открытие было сделано на основе анализа спектроскопических данных, полученных с помощью Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории в Чили. Температура на поверхности экзопланеты, которая вращается вокруг звезды, на 2000 градусов выше, чем на Солнце. Более «горячих юпитеров» еще не находили.
Астрономы нашли планету, где температура на 2000 градусов выше, чем на Солнце
Горячий Юпитер HD 189733 b. Реконструкция. Википедия

Среди различных типов экзопланет один является «горячим» в прямом смысле слова: это — горячие юпитеры, класс экзопланет, физически похожих на наш газовый гигант Юпитер, но только во много раз горячее.

В отличие от «нашего» Юпитера, «горячие юпитеры» вращаются очень близко к своим звездам, проходят полный оборот всего за несколько дней или даже часов и, как следует из их названия, имеют очень высокую температуру поверхности. Они вызывают большой интерес у астрофизиков. Однако их изучение затруднено, поскольку из-за бликов от близкой звезды их трудно обнаружить.

Планета горячее Солнца

В новом исследовании ученые сообщают об открытии системы из двух тел, расположенной на расстоянии около 1400 световых лет от Земли. Эта двойная система - самая экстремальная из известных на сегодняшний день по температуре. Ее открытие было сделано на основе анализа спектроскопических данных, полученных с помощью Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории в Чили.

«Мы обнаружили на звездной орбите горячий юпитероподобный объект, который является самым горячим из когда-либо найденных, примерно на 2000 градусов горячее поверхности Солнца», — говорит соавтор исследования Наама Халлакун, астрофизик из Института Вейцмана, Израиль.

Она добавляет, что этот объект можно увидеть и изучить, поскольку он очень велик по сравнению со звездой-хозяином, вокруг которой он вращается, и которая в 10 000 раз тусклее Солнца. «Это делает его идеальной лабораторией для будущих исследований экстремальных условий существования горячих Юпитеров», — говорит Халлакун.

Коричневый карлик и белый карлик

Горячий Юпитер.
Горячий Юпитер XO-1 b. Реконструкция

Открытая Наамой Халлакун и ее коллегами бинарная система включает в себя два небесных объекта, которые называются «карликами», но имеют совершенно разную природу. Один из них — «белый карлик», остаток звезды, похожей на Солнце, после того как она исчерпала свое ядерное топливо. Второй член пары не является ни планетой, ни звездой, это так называемый «коричневый карлик» — представитель класса объектов, масса которых находится между газовым гигантом типа Юпитера и небольшой звездой.

Коричневые карлики иногда называют несостоявшимися звездами, поскольку их масса недостаточна для протекания реакций водородного синтеза. Однако, в отличие от планет газовых гигантов, коричневые карлики достаточно массивны, чтобы выдержать «притяжение» своих звездных партнеров.

«Гравитация звезд может привести к тому, что объекты, находящиеся слишком близко друг к другу, могут распасться на части, но этот коричневый карлик плотный, его масса в 80 раз больше массы Юпитера, но сжатой до размеров Юпитера», — говорит Халлакун. — «Это позволяет ему уцелеть и сформировать стабильную бинарную систему».

Когда планета движется по орбите очень близко к своей звезде, разность сил гравитации, действующих на ближнюю и дальнюю стороны планеты, может привести к синхронизации орбитального и вращательного периодов планеты. Это явление, называемое «приливной блокировкой», навсегда фиксирует одну сторону планеты в положении, обращенном к звезде, подобно тому, как земная Луна всегда обращена к Земле, а ее так называемая «темная сторона» остается вне поля зрения. Приливная блокировка приводит к экстремальной разнице температур между полушарием «дневной стороны», подвергающимся прямой бомбардировке звездным излучением, и обращенной наружу «ночной стороной», которая получает гораздо меньшее количество излучения.

Интенсивное излучение звезд является причиной чрезвычайно высоких температур поверхности горячих Юпитеров, и расчеты, проведенные Халлакун и ее коллегами для парной системы белый карлик — коричневый карлик, показывают, насколько горячими могут быть эти системы. Анализируя яркость света, излучаемого системой, они смогли определить температуру поверхности орбитального коричневого карлика в обоих полушариях.

Оказалось, что температура дневной стороны составляет от 7 250 до 9 800 Кельвинов (примерно от 7 000 до 9 500 градусов Цельсия), что соответствует температуре звезды А-типа — звезды, подобной Солнцу. (Температура поверхности Солнца составляет около 5800 кельвинов). Температура ночной стороны, напротив, находится в диапазоне от 1300 до 3000 Кельвинов (от 1000 до 2700 градусов Цельсия), что приводит к экстремальной разнице температур между двумя полушариями, составляющей около 6000 градусов.