Предложен новый метод лечения рассеянного склероза

Исследователи из Института клинической биохимии Ганноверской медицинской школы обнаружили механизм естественного происхождения, который можно использовать для восстановления миелиновой оболочки разрушенной при рассеянном склерозе.
Предложен новый метод лечения рассеянного склероза
Рассеянный склероз. https://utswmed.org/

Сегодня рассеянный склероз неизлечим. Но появилась надежда.

Рассеянный склероз (РС) — это воспалительное аутоиммунное заболевание центральной нервной системы (ЦНС). Только в Германии этим заболеванием страдают более 280 000 человек. В большинстве случаев РС прогрессирует в виде рецидивов, которые возникают совершенно нерегулярно как резкие воспалительные реакции в спинном и головном мозге. При этом атаки иммунных клеток разрушают защитную миелиновую оболочку нервных волокон и тем самым повреждают нервы.

Для замедления воспалительного процесса обычно используется кортизон в высоких дозах. Для уменьшения количества и тяжести приступов также используется профилактическая иммунотерапия. Действительно, оболочки нервных волокон могут быть частично восстановлены собственными процессами организма. Но у больных РС это восстановление обычно протекает неполноценно, если вообще начинается.

И на сегодняшний день не существует препарата, способствующего восстановлению оболочек нервов. Исследователи из отделения неврологии с клинической нейрофизиологией и Института клинической биохимии Ганноверской медицинской школы обнаружили механизм естественного происхождения, который можно использовать для решительного улучшения восстановления миелиновой оболочки.

Полисахарид переключает иммунные клетки мозга

В центре внимания ученых находятся микроглиальные клетки мозга. Помимо работы в качестве «мусорщиков», удаляющих поврежденные клетки и инородные тела, микроглия выполняет задачи иммунного ответа и постоянно ищет признаки повреждения или инфекции. При возникновении проблем микроглиальные клетки активируются, выделяют цитокины и другие сигнальные молекулы.

Этот сигнал привлекает другие иммунные клетки, такие как Т- и В-клетки, которые обычно находятся за пределами мозга. Решающую роль в активации микроглии играет собственное соединение организма — полисиаловая кислота. «В микроглии есть иммунный рецептор Siglec-E, который распознает полисахарид», — объясняет соавтор работы Хауке Тислер. — «Если молекула сахара связывается с рецептором, то клетки микроглии переходят из "воспалительного" атакующего состояния в "противовоспалительное"".

Этот регуляторный механизм и, по-видимому, им можно управлять. Добавляя полисиаловую кислоту извне в культуры с живыми участками тканей, исследователи смогли показать, что ранее разрушенные миелиновые оболочки практически полностью восстанавливаются в результате противовоспалительного действия полисиаловой кислоты на клетки микроглии.

Программирование микроглии

Схема эксперимента и обзор состояния миелина, микроглии и полисиа во время де- и ремиелинизации.

«Микроглиальные клетки — это ключевые клетки, которые выполняют работу непосредственно на месте, и которые мы хотим направить в определенное русло, так сказать, с помощью полисиаловой кислоты и тем самым запрограммировать их на выздоровление», — говорит Тислер.

Разрушение миелиновой оболочки и нервных клеток приводит к тяжелым последствиям, оно повлият на все функции головного и спинного мозга, но в первую очередь на способность двигаться и координировать свои действия, чувство осязания и способность видеть. У значительной части пациентов рассеянный склероз приводит к тяжелой инвалидности.

«Активизация способностей мозга к самовосстановлению стала бы многообещающим подспорьем в терапии рассеянного склероза, которая в настоящее время сосредоточена исключительно на иммунной системе», — говорит соавтор работы Лара-Ясмин Шредер. — «Возраст больных обычно составляет от 20 до 40 лет, когда впервые появляются клинические симптомы РС, Это оставляет достаточно времени для того, чтобы вмешаться в процесс регенерации между приступами РС и предотвратить повреждение нервов».

Исследования на культурах тканевых срезов имеют лишь ограниченное значение. Но исследователи оптимистично настроены. «Преимущество заключается в том, что рецептор Siglec-E в мозге находится только на клетках микроглии, и поэтому полисиаловая кислота может воздействовать на них очень целенаправленно», — поясняет доктор Тислер.