ИИ может понять, о чем поют птицы и что думает ваша кошка

Исследователи Йосси Йовель и Одед Рехави из Школы зоологии, Тель-Авивского университета изучили, что нужно ИИ, чтобы понять общение животных и наладить коммуникативный канал между ними и человеком. В эссе «ИИ и проблема доктора Дулиттла», опубликованном в серьезном научном журнале Current Biology, ученые исследуют нюансы интеллекта животных, их коммуникацию и потенциал ИИ.
ИИ может понять, о чем поют птицы и что думает ваша кошка
Unsplash.com

Вы когда-нибудь задумывались, о чем говорят птицы? Или хотели узнать, что на самом деле думает о вас ваша кошка? Это не бессмысленные вопросы, на них можно попробовать получить ответ.

Исследователи Йосси Йовель и Одед Рехави из Школы зоологии, Тель-Авивского университета изучили, что нужно ИИ, чтобы понять общение животных. В эссе «ИИ и проблема доктора Дулиттла», опубликованном в серьезном научном журнале Current Biology, ученые исследуют нюансы интеллекта животных, их коммуникацию, и потенциал ИИ.

В популярной серии детских книг Хью Лофтинга о докторе Дулиттле, доктора учит языку птиц попугай по кличке Полинезий: он говорит и на птичьем, и на человеческом языке. (Придуманный Корнеем Чуковским доктор Айболит написан по мотивам книг Хью Лофтинга о докторе Дулиттле). В исследовании роль Полинезия и должен сыграть ИИ.

Контекст

Спектрограмма последовательности вокализаций египетской плодовой летучей мыши, сгенерированная с помощью генеративной нейронной сети. Для генерации последовательности мы сначала обучили модель генеративной состязательной сети (GAN) на нескольких тысячах позывов взрослых плодовых летучих мышей, а затем использовали модель для генерации новой последовательности, никогда ранее не произносившейся летучими мышами (на основе наших неопубликованных данных).
Current Biology (2023). DOI: 10.1016/j.cub.2023.06.063

Люди десятилетиями записывали и имитировали языки животных, и без помощи ИИ давно научились вызывать нужную реакцию животных. Например, роботизированная лягушка, похожая на самку, привлекала настоящих лягушек-самцов для попыток спаривания, а робот-рыба взаимодействовал с живыми рыбами, влияя на их движение в косяке. Роботизированная пчела смогла направить настоящих пчел в определенное место с помощью языка танца.

Эти примеры демонстрируют способность искусственных стимулов вызывать реакции и даже передавать информацию животным в ситуациях с определенным контекстом. Хотя ИИ может генерировать звуки общения, напоминающие звуки животных, труднее определить, соответствуют ли они какому-либо реальному контексту.

ИИ может сгенерировать песню конкретной птицы после обучения на записях, но для определения того, поет ли птица, чтобы завоевать территорию, привлечь партнера или передает что-то совершенно другое, требуется дополнительная информация.

Ученые отмечают, что то же самое будет справедливо и для неголосового общения, например, в тех случаях, когда насекомые общаются с помощью химических сигналов. Определить, является ли химическое вещество сигналом к спариванию или предупреждением об опасности, а не случайным набором молекул, без наблюдения за поведением насекомых может оказаться трудной задачей.

Сегодня ИИ требуется участие человека, чтобы начать работу над общением животных, например, над полевыми записями птичьего пения. Человеческие предубеждения и ошибки в понимании контекста сильно влияют на интерпретацию этих сигналов, но без них ИИ не может установить соответствующие связи песен и с контекстом, и с песнями других птиц. Это трудная проблема.

В принципе, понятно как ее решать: нужны мультимодальные нейросети, которые способны обрабатывать не только звук, но и картинку, и запаховый канал, но пока это только будущее.

Потенциальные выгоды

Но есть потенциальные преимущества от умения общаться с животными. Эффективное общение с медоносными пчелами и другими опылителями может принести пользу сельскому хозяйству. Различение настроения и нрава сельскохозяйственных животных может помочь в уходе за ними. Понимание разговоров в охраняемом лесу может предупредить защитников природы о невидимой угрозе. Лабораторные эксперименты могли бы значительно улучшиться, если бы мыши могли поделиться своей точкой зрения.