Загадочный вытянутый астероид прибыл из системы с двумя звездами

Астрономы выяснили, что открытый в 2017 году сигарообразный астероид Умуамуа скорее всего прибыл к нам из соседней системы, образованной не одной, а двумя звездами.
Загадочный вытянутый астероид прибыл из системы с двумя звездами

В конце 2017 года астрономы обнаружили первый объект, который попал в Солнечную систему из межзвездного пространства — длинное сигарообразное тело, названное Умуамуа. Еще одно исследование пролило свет на его природу: очевидно, космический скиталец прилетел в нашу систему после того, как был «изгнан» из другой звездной системы, образованной парными звездами.

Астрономы сначала классифицировали Умуамуа (с гавайского это переводится как «разведчик») как комету, но более поздние наблюдения не выявили контрольных признаков, характерных для этого типа небесных тел — к примеру, шлейфа из пыли и водяного пара. Это, вкупе с высокой скоростью и странной траекторией объекта, позволило предположить, что Умуамуа был не кометой, а астероидом.

В исследовании сказано, что астрономам известно очень мало однозвездных систем, которые могли бы породить такой объект, как астероид. Все потому, что образование подобного тела требует гравитационных взаимодействий с планетой размером с Сатурн или даже больше. Такие планеты были обнаружены лишь в 10% соседних с нами однозвездных систем.

Однако с звездными системами, состоящими из двух звезд, ситуация совсем иная. В работе, опубликованной в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, исследователи уверяют, что такие системы намного чаще выталкивают за свои пределы астероиды: до 36% известных человечеству двойных звездных систем исторгают примерно ¾ астероидов, которые можно наблюдать в околоземном пространстве. Как следствие, загадочный сигарообразный астероид скорее всего прибыл к нам именно из системы, которую озаряют сразу два светила.

Александр Моргенштерн