Как голодные шмели ускоряют цветение растений

Эксперименты показали, что растения горчицы и томата, чьи листья кусали шмели, расцвели раньше на несколько дней, чем растения, к которым не подпускали насекомых. То есть шмели могут ускорять цветение, если им нечем питаться.
Как голодные шмели ускоряют цветение растений
Sandy Millar / Unsplash

По крайней мере, три вида шмелей выгрызают в листьях растений маленькие дырочки, ускоряя тем самым их цветение, пишет энтомолог Консуэло де Мораэса из Швейцарской высшей технической школы Цюриха.

Фотейни Пашалиду, эколог из Национального института сельскохозяйственных исследований во Франции, была первым членом команды исследователей, обратившим внимание на поведение насекомых. Она работала над другим проектом, в ходе которого ее насторожило поведение шмелей.

Чтобы подтвердить взаимосвязь между укусами листьев и нехваткой пыльцы, исследователи провели эксперимент. После трех дней без пыльцы шмели, помещенные в помещение с нецветущими растениями, начинали прогрызать их листья. Шмели, которые находились в теплице с цветущими растениями, листья не трогали. Затем ученые поменяли насекомых местами, и шмели, оказавшиеся в теплице без цветов, тоже начали грызть листья растений, делая в них крошечные дырочки.

Шмель прогрыз лист томата
F. Pashalidou et al / Science

Исследователи сообщают, что в листьях было обнаружено от пяти до десяти дырок. Покусанные шмелями томаты зацветали, в среднем, на 30 дней раньше, а горчица — на 16 дней раньше.