3D-модель черепа зародыша динозавра выявила необычный факт

Новая методика трехмерной визуализации, опробованная на практически не поврежденном черепе эмбриона, позволила отследить важные этапы в развитии титанозавров.
3D-модель черепа зародыша динозавра выявила необычный факт

Исследовательская группа Мартина Кундрата из Университета им. Павола Йозефа Шафарика в Словакии провела первую 3D-реконструкцию редкой находки — практически не разрушенного временем черепа эмбриона крупного динозавра. Останки были найдены около 25 лет назад на территории современной Аргентины в месте, где гнездилась целая стая титанозавров (Titanosauria). Травоядные титанозавры с длинными шеями и хвостами жили около 80 миллионов лет назад, достигали 35-40 метров в длину и весили 90-110 тонн.

Найденный 25 лет назад череп зародыша титанозавра в масштабе

Новый способ трехмерной визуализации черепа и головы по останкам костей представлен в статье, опубликованной Current Biology, и называется синхротронной микротомографией. С его помощью авторы работы изучили внутреннюю структуру костей, зубов и мягких тканей зародыша динозавра. Останки просканировали по плоским срезам, а затем по полученным сечениям восстановили трехмерный облик черепа. В результате Кундрат и его коллеги обнаружили множество скрытых от человеческого глаза деталей: крошечные зубы во впадинах челюстей, частично затвердевшие участки мозговой оболочки и, вероятно, кусочки височных мышц.

Череп зародыша титанозавра вместе с реконструкцией черепа и головы

Наличие мелких деталей и мягких тканей позволило исследователям восстановить правдоподобный внешний вид черепа и головы эмбриона титанозавра. После реконструкции стало ясно, что детеныши титанозавра не использовали «яичный зуб», а с легкостью вылуплялись из яйца с помощью утолщенного выступа на черепе, напоминающего рог. У них также были ноздри и раннее бинокулярное зрение.

«Рог и бинокулярное зрение — особенности, которые мы совершенно не ожидали увидеть у зародыша динозавров-титанозавров», — сказал Кундрат. Внешний вид эмбриона показал ученым, что молодые титанозавры сильно отличались от взрослых особей. Особая голова трансформировалась по мере роста и взросления молодых динозавров. Открытие позволило исследователям больше узнать о динозаврах и их развитии. В будущем Кундрат и его команда продолжат изучать зародышей динозавров, используя синхротронную технологию.