Бороться с вредными грибками, не убивая полезные, научились российские ученые

Метод селективного лечения грибковых инфекций, который воздействует на патогенные виды грибков и мало затрагивает полезные, разработали ученые Томского политехнического университета (ТПУ).
Бороться с вредными грибками, не убивая полезные, научились российские ученые
freepik

Проблема большинства противогрибковых препаратов коллоидного серебра заключается в том, что они либо неэффективно борются с грибками, либо убивают все типы: и полезные, и патогенные. Ученым удалось решить эту проблему

Исследователи ТПУ вместе с партнерами из Новосибирска (НТЦ Вектор-Вита) и Национального автономного университета Мексики (UNAM) много лет разрабатывают и испытывают медицинские и ветеринарные препараты на основе наночастиц серебра. Эффективность препаратов доказана уже для более, чем 20 инфекционных заболеваний человека, животных и растений. Возможность применять наночастицы серебра также для борьбы с возбудителями грибковых инфекций открыла новая разработка.

Коллоидный раствор серебра создается из распределенных в водной среде мелких серебряных частиц, размер которых составляет 35 ± 15 нм, но раствор остается неустойчивым, так как частицы серебра при столкновении между собой выпадают в осадок. В коллоидный раствор добавляют стабилизатор поливинилпирролидон (ПВП), чтобы частицы не сталкивались между собой. Это позволяет получать эффективные наносеребряные препараты, отмечают исследователи. Но далеко не все препараты коллоидного серебра безопасны с точки зрения токсичности и не все эффективно борются с инфекциями.

По словам ученых, уникальность разработок заключается в том, что они обладают высокой противоинфекционной активностью и нетоксичностью в терапевтических дозах. Исследователи сравнили показатели с распространенными противогрибковыми препаратами и выяснили, что традиционные средства либо не очень эффективно работают против грибков, либо эффективно убивают патогенные и так же сильно уничтожают полезные типы. Результаты исследования опубликованы в журнале Colloid and Interface Science Communications.

«Наночастицы серебра (AgNPs) в концентрации 25 мкг/мл смогли ингибировать 90 процентов роста клеток Candida Tropicalis (возбудитель кандидоза). Примечательно, что 50 процентов популяции клеток Saccharomyces Boulardii (полезный пробиотик) осталось при этом жизнеспособно, что может способствовать дальнейшему размножению клеток. В отличие от традиционных противогрибковых препаратов, наночастицы серебра уничтожают болезнетворные грибки, но относительно слабо воздействуют на полезные», — рассказал профессор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Алексей Пестряков.

Результаты работы могут применяться для лечения грибковых заболеваний не только в медицине, но и ветеринарии и сельском хозяйстве, так как болезни, которые возбуждаются грибками, распространены не только у человека, но и у животных и растений, отмечают ученые. Исследовательская группа занимается на данный момент оптимизацией условий применения средств (дозировка, метод введения, нетоксичность и др.) и планирует провести официальные испытания, сертифицировать и выпустить препараты на рынок.