В атмосфере Марса обнаружено неожиданное химическое вещество

Гигантская марсианская песчаная буря 2018 года была не просто буйством стихии — она ​подарила нам свидетельства газа в атмосфере планеты, о котором ученые не знали. Орбитальный аппарат ExoMars впервые обнаружил следы хлористого водорода, состоящего из водорода и атома хлора.
В атмосфере Марса обнаружено неожиданное химическое вещество

Проведя анализ атмосферы Марса, ученые обнаружили в ней вещество, которое поставило исследователей в тупик

Астрономы, изучающие Марс, были крайне удивлены новым открытием – никто не может понять, как именно этот газ попал в атмосферу. «Это первое обнаружение галогенового газа в атмосфере Марса, и оно представляет собой новый химический цикл, который еще лишь предстоит понять», — заявил физик Кевин Олсен из Оксфордского университета.

Ученые внимательно следят за газами, содержащими хлор, в атмосфере Марса, поскольку они могли подтвердить, что планета вулканически активна. Однако, если хлористый водород был произведен в результате вулканической активности, его концентрация должна увеличиваться очень регионально и сопровождаться другими вулканическими газами.

Но хлороводород, обнаруженный ExoMars, не подходит под эти критерии. Он был обнаружен как в северном, так и в южном полушариях Марса во время пыльной бури, при явном отсутствии других вулканических газов. Это говорит о том, что газ производился каким-то другим способом. К счастью, на Земле есть аналогичные процессы, которые могут помочь нам понять, как это могло произойти.

Формирование хлороводорода — многоступенчатый процесс, требующий нескольких ключевых ингредиентов. Во-первых, вам нужен хлорид натрия (это обычная соль), оставшийся от процессов испарения. На Марсе его много, считается, что это остатки древних соленых озер. Когда пыльная буря вздымает вверх мелкие частицы с поверхности планеты, хлорид натрия выбрасывается в атмосферу.

Схема процесса образования хлороводорода
ESA

Еще есть марсианские полярные ледяные шапки, которые при нагревании летом сублимируются. Когда образующийся водяной пар смешивается с солью, в результате реакции выделяется хлор, который затем вступает в еще одну реакцию с образованием хлористого водорода.

Эта модель подтверждается обнаружением хлористого водорода в следующей пылевой буре 2019 года, который команда все еще анализирует. Однако окончательные результаты еще не получены. Будущие и текущие наблюдения помогут составить более полную картину циклов процесса.