Посмотрите на уникальные осиные гнезда, которые светятся под ультрафиолетовым излучением

Во время путешествия по тропическим лесам северного Вьетнама, французские и вьетнамские ученые неожиданно обнаружили осиные гнезда, которые светятся флуоресцентным зеленым светом под ультрафиолетовым излучением. Возможно, этот свет помогает насекомым найти свой дом или защищает личинок от избыточного солнечного света — пока что ученые не могут сказать наверняка.
Bernd Schöllhorn and Serge Berthier

Кошмар трипофоба — эти неприятные отверстия осиного гнезда еще и светятся

Осиные гнезда выглядят как множество шестиугольных ячеек, которые скреплены вместе. Чтобы защитить потомство, осы запечатывают одну из сторон таких ячеек «колпачками» из шелковых волокон. И по неизвестным науке причинам эти волокна светятся ядовитым зелено-желтым светом при воздействии ультрафиолетового излучения.

Исследователи выяснили, что эти необычные гнезда строят осы рода Polistes — или проще говоря, бумажные осы. При воздействии белого света коконы гнезда кажутся ярко-белыми, но ночью, если навести на них ультрафиолетовый фонарик, ярко-зеленое свечение можно будет увидеть на расстоянии до 20 метров.

Ученые сравнили гнезда этих вьетнамских ос с гнездами двух других видов того же рода. Они обнаружили, что коконы всех ос имели схожие флуоресцентные свойства, хотя их свечение различалось как по интенсивности, так и по диапазону ультрафиолетового излучения.

Это открытие очень удивило исследователей. Они выдвинули несколько гипотез о назначении такого необычного свечения: возможно, оно выполняет функцию маяка, чтобы осы случайно не залетели в чужое гнездо, или же флуоресценция защищает потомство от попадания вредных ультрафиолетовых лучей в кокон.

Прошлые исследования показали, что на развитие личинок ос сильно влияет относительная продолжительность дня и ночи, поэтому светящиеся гнезда могут контролировать, сколько дневного света достигает личинок по мере их превращения в куколок.

В будущих исследованиях авторы хотят определить химическую структуру флуоресцентных соединений в гнездах, чтобы понять, можно ли потенциально применять их в биологических исследованиях или медицине.