В Китае обнаружены древнейшие свидетельства употребления пива

Алкоголь выполнял важную социокультурную функцию в древних обществах, в том числе на ритуальных пирах. Археологи из Китая обнаружили свидетельства, что распитие алкогольных напитков, а именно пива, началось еще 9000 лет назад и, вероятно, они было часть ритуала в честь умерших.

Ученые отмечают, что в древности пиво сильно отличалось от того напитка, к которому мы привыкли сейчас. Найденые образцы могли быть слегка забродевшим сладковатым напитком из риса или травы

К таким выводам ученые пришли, обнаружив и проанализировав древние горшки в кургане с двумя человеческими скелетами на платформе Цяотоу. В кургане было множество керамических сосудов, некоторые из которых были расписаны абстрактными рисунками. Как сообщается в исследовании, эти артефакты, вероятно, являются одними из «самых ранних известных расписных керамических изделий в мире».

JIAJING WANG

Чтобы понять для чего использовались найденные сосуды, исследовательская группа проанализировала остатки крахмала, фитолитов (окаменелый растительный остаток) и грибов с внутренних поверхностей горшков. Остатки сравнивали с контрольными образцами, полученными из почвы, окружающей сосуды.

Так команда смогла идентифицировать следы пивного брожения на стенках сосудов, которые не были обнаружены в почве. Авторы работы рассказывают, что в образцах были найдены фитолиты рисовой шелухи и других растений, которые в древности добавлялись в качестве агента брожения.

Ученые предполагают, что распитие данного напитка было частью погребального ритуала (так как сосуды были найдены вместе с усопшими), однако как именно люди делали пиво в древности остается загадкой. «Мы не знаем, как люди смогли самостоятельно создать пиво 9000 лет назад, но ферментация может происходить естественным путем», — говорят авторы работы. «Если у людей было немного остатков риса, и зерна заплесневели, они, возможно, заметили, что со временем зерна стали слаще и алкогольнее. Хотя люди, возможно, не знали биохимии, связанной с заплесневелыми зернами, они, вероятно, наблюдали за процессом брожения и пробовали "работать" с ним методом проб и ошибок».