В Солнечной системе увидели самую крупную из когда-либо обнаруженных комет

В Солнечной системе заметили гигантскую комету, и новые наблюдения показали, насколько она велика. Команда астрономов показала, что размер объекта составляет 150 км, что делает его самой большой кометой за всю историю наблюдений.
В Солнечной системе увидели самую крупную из когда-либо обнаруженных комет
NOIRLab/NSF/AURA

Астрономы наконец смогли уточнить размер объекта, который заметили ранее в этом году. Оказалось, что эта комета не просто большая — она огромная. До сих пор в Солнечной системе не замечали таких крупных комет

Официально эта комета носит имя C/2014 UN271 Бернардинелли-Бернштейн. 2014 указывает на год, когда она была технически впервые замечена, согласно данным, собранным в ходе обзора темной энергии (Dark Energy Survey). Однако объект не был идентифицирован до июня 2021 года, пока его не заметили астрономы Педро Бернардинелли и Гэри Бернштейн, в честь которых и назвали комету.

Почти сразу же после обнаружения объекта ученые обратили внимание не его яркость. Исследование показало, что это большая комета диаметром около 100 км в поперечнике, но насколько именно она была велика, оставалось неясным. По большей части это обусловлено тем, что наблюдать объект удавалось на расстоянии 29 астрономических единиц — за орбитой Нептуна, — что является самым большим расстоянием, на котором когда-либо была обнаружена комета.

Теперь дальнейшие наблюдения позволили оценить размер C/2014 UN271 более точно. Новый анализ, проведенный самими Бернардинелли и Бернштейном, показал, что ядро кометы имеет ширину около 150 км, исходя из ее яркости. Если это так, то C/2014 UN271 может быть самой большой кометой из когда-либо обнаруженных. Большинство из найденных до сих пор комет имеют ширину от нескольких километров до нескольких десятков километров, в то время как некоторые особенно большие, такие как Хейл-Бопп, могут достигать 80 км в поперечнике. Ширина предыдущего рекордсмена — кометы Сарабата 1729 года, — была оценена примерно в 100 км.

JPL

Не волнуйтесь, этот гигант пройдет относительно далеко от Земли, и путь его будет не близкий. Астрономы уже подсчитали, что в 2031 году комета достигнет перигея и будет находиться на расстоянии 10,9 а. е. от Солнца — чуть за орбитой Сатурна. Новые данные свидетельствуют о том, что углекислый газ или аммиак испаряются с поверхности кометы в соответствии с теоретическими расчетами. Астрономы предполагают, что при прохождении перигея яркость хвоста C/2014 UN271 будет максимальной, и удастся получить более полное представление о молекулярном составе этого объекта.

Виктор Тихонов