Исследование: индекс хромосферной активности звезды увеличивается с ростом содержания лития

Профессор Син Лифэн из Юньнаньской обсерватории Китайской академии наук обнаружил, что индекс хромосферной активности активных звезд растет вместе с ростом содержания лития.
Pexels

Исследователи выбрали 14 рентгеновских звёзд и измерили их активность и содержание лития в них.

Исследовалась корреляция между содержанием лития и хромосферной активностью для хромосферно активных звезд позднего типа. Все они являются сильными рентгеновскими источниками. Спектроскопические наблюдения этих звезд были проведены с помощью эшелле-спектрографа Куде, установленного на 1,8-метровом телескопе в обсерватории Лицзян Юньнаньской обсерватории.

Хромосферно активные (ХА) звезды — это класс звезд, характеризующихся сильной хромосферой, переходной областью и корональной активностью. Некоторые из них примечательны своим спектром — в нем можно обнаружить дублет лития на длине волны 670,8 нм. Возникает вопрос, существует ли связь между хромосферной активностью и содержанием лития в хромосфере активных звезд позднего типа.

В случае, если связь существует, исследовать далекие звёзды станет проще. Например, хромосферная активность присутствует у Солнца и люди наблюдают её с помощью фильтров, выделяя основные линии излучения, в частности, линии ионизированного кальция. Однако наблюдать другие звёзды куда сложнее.

На основе спектроскопических наблюдений высокого разрешения для выбранных активных звезд исследователи рассчитали обилие лития по логарифмической шкале, сравнивая измеренную эквивалентную ширину пика лития на длине волны λ = 670.8 нм с рассчитанной кривой роста в условиях нелокального термодинамического равновесия. Результаты показали, что связь между обилием лития и показателем эмиссии присутствует —активность звезд увеличивается с ростом количества лития.

Также исследователи обнаружили, что большие значения хромосферной активности сопровождаются малыми значениями чисел Россби для взятой выборки звезд.