Найден уникальный коричневый карлик с большим количеством лития

Обычно коричневые карлики представляют собой останки звезд, которые уже сожгли все свое термоядерное топливо. Но обнаруженная астрономами звезда Reid 1B содержит много лития, пригодного для термоядерного синтеза.
Найден уникальный коричневый карлик с большим количеством лития
Gabriel Pérez Díaz, SMM (IAC)

Этот новый коричневый карлик поставил рекорд по количеству лития. Но как ему это удалось?

Коричневые карлики, также известные как «неудавшиеся звезды», являются естественной связью между звездами и планетами. Они массивнее Юпитера, но их массы достаточно, чтобы превращать водород в гелий в результате реакций термоядерного синтеза. Эти объекты особенно интересны потому, что согласно предсказаниям, некоторые из них смогут сохранять в своих недрах значительное количество лития.

С февраля по август 2021 года астрономы наблюдали за ночным небом при помощи нескольких наземных телескопов и смогли описать 4 интересных коричневых карлика. Авторы не обнаружили лития в трех из них, но в Reid 1B — самом слабом и прохладном из четырех — количество этого элемента зашкаливало. Изучив этот объект, ученые сделали замечательное открытие. Звезда оказалась месторождением лития, которое не уменьшается и происхождение которого восходит к периоду до образования системы, к которой принадлежит Reid 1B.

На самом деле это самый холодный и слабый внесолнечный объект, где был обнаружен литий. Его количество оказалось в 13 тысяч раз больше, чем все запасы на Земле. Этот объект, возраст которого составляет 1,1 миллиард лет, а динамическая масса в 41 раз больше, чем у Юпитера (самой большой планеты в Солнечной системе), находится на расстоянии 16,9 световых лет от нас.

Теперь исследователи планируют изучить загадку такого большого количества лития в Reid 1B более подробно.