В плёнках селенида железа обнаружена сверхпроводимость при более высоких температурах

Исследователи из Йельского университета изучили двумерные пленки селенида железа (FeSe), и обнаружили кое-что новое об этом материале. С момента своего открытия в 2012 году монослой FeSe толщиной в три атома привлек большое внимание исследователей своими необычными сверхпроводящими свойствами. В объемном виде он становится сверхпроводником при температуре –265 градусов Цельсия, но в виде монослоя он становится сверхпроводящим при температуре –203°С, что чуть повыше.

Учёные поняли, как ведут себя электроны в сверхпроводнике.

Сверхпроводники — материалы, которые могут переносить электроны без сопротивления — восхищают физиков и инженеров с момента их открытия. А это произошло более 100 лет назад! Тем не менее, механизмы работы современных сверхпроводников до сих пор не до конца понятны и остаются одной из интереснейших загадок в области квантовых материалов.

Учёные смогли тщательно изучить электронную структуру материала, используя один из самых современных источников синхротронного излучения в мире. Авторы смогли показать, что существует ряд электронных состояний, которые изменяются под действием электрон-фононной связи. Их можно проследить до электронных орбиталей атомов в монослое.

Качество материала и чувствительность измерений позволили исследователям впервые проанализировать эти эффекты количественно. Полученные результаты проверяют на прочность сразу несколько теорий. Учёные обнаружили, что интенсивность этих полос не может быть удовлетворительно объяснена существующими теориями сверхпроводимости. Однако для полного раскрытия происхождения усиленной сверхпроводимости необходимо еще больше исследований.

Один из недостатков коммерчески используемых сверхпроводников — магнитов для МРТ, например, — заключается в том, что для их охлаждения до достаточно низких температур требуется жидкий гелий, который очень дорог. Открытие исследовательской группы — это шаг к изменению ситуации.