Астрономы выяснили происхождение загадочной вспышки

В 2018 году исследователи зафиксировали вспышку AT2018cow. Новое исследование показало, что это излучение могло возникнуть в результате смерти звезды, которая превратилась в черную дыру или нейтронную звезду.
Астрономы выяснили происхождение загадочной вспышки
CC0 Public Domain

Вспышка, обнаруженная в 2018 году, оказалась следствием превращения звезды в компактный объект — нейтронную звезду или черную дыру

В июне 2018 года телескопы по всему миру засекли яркую вспышку в спиральном рукаве галактики, находящемся на расстоянии 200 миллионов световых лет от Земли. Сначала мощный взрыв показался сверхновой, хотя он был намного ярче, чем любое подобное событие, которое ученые наблюдали до сих пор. Сигнал, обозначенный AT2018cow, с тех пор был назван просто «the Cow», и астрономы внесли его в каталог как быстрый синий оптический переходный процесс, или FBOT — яркое, кратковременное событие неизвестного происхождения.

Теперь команда астрофизиков из Массачусетского технологического института обнаружила вероятный источник сигнала. В дополнение к яркой оптической вспышке ученые обнаружили импульс рентгеновских лучей высокой энергии. Они проследили сотни миллионов таких рентгеновских импульсов от источника сигнала «the Cow» и обнаружили, что сигналы приходили ровно каждые 4,4 миллисекунды в течение 60 дней.

Основываясь на частоте импульсов, команда исследователей вычислила, что рентгеновские лучи должны были исходить от объекта шириной не более 1000 километров и массой менее 800 солнечных. По астрофизическим стандартам такой объект считался бы компактным, очень похожим на маленькую черную дыру или нейтронную звезду.

Результаты работы ученых свидетельствуют о том, что AT2018cow, скорее всего, был продуктом умирающей звезды, которая при коллапсе породила компактный объект — черную дыру или нейтронную звезду. Новорожденный объект продолжал поглощать окружающий материал, поедая звезду изнутри. В результате этого процесса высвободилось огромное количество энергии.