Астрономы впервые измерили колебания яркости магнетара

Международной научной группе удалось впервые измерить колебания яркости магнетара на пике его мощности. Всего за 10 секунд звезда высвободила энергию, эквивалентную произведенной Солнцем за 100 000 лет.
Астрономы впервые измерили колебания яркости магнетара

Ученые измерили активность магнетара и были поражены тем, сколько энергии выделяет эта звезда — 10 секунд эквивалентны 100 000 лет работы Солнца!

Среди нейтронных звезд — объектов диаметром около 20 километров, масса которых может быть в полмиллиона раз больше земной, — в отдельный вид можно выделить магнетары. Это небольшая группа светил с самыми сильными во Вселенной магнитными полями. Эти объекты, которых на данный момент известно только 30, то и дело выплескивают огромное количество энергии в ходе мощных, но очень коротких событий. Из-за того, что такие события длятся всего несколько секунд, а иногда даже доли секунды, обнаружить их и провести измерения крайне сложно.

За последние 20 лет ученые задавались вопросом, существуют ли высокочастотные колебания в магнетарах. Недавно группа астрофизиков опубликовала исследование извержения магнетара в журнале Nature. Они измеряли колебания яркости звезды в самые интенсивные моменты его работы. Эти эпизоды являются решающим компонентом в понимании механизмов работы этих звезд.

Взрыв магнетара, который длился примерно 10 секунд, был обнаружен 15 апреля 2020 года в самый разгар пандемии. Нейтронная звезда, параметры которой измеряли исследователи, находится в удаленной от нас галактике, однако это настоящий монстр. Всего за 10 секунд события извержения она высвободила энергию, на выделение которой Солнцу потребовалось бы 100 000 лет.

Ученые полагают, что извержения магнетаров могут быть вызваны нестабильностью в их магнитосферах или своего рода «землетрясением», которое создает их земная кора - жесткий и эластичный слой толщиной около километра. Согласно исследованию, колебания, которые создало это извержение, согласуются с излучением, возникающим в результате взаимодействия альфвеновских волн, энергия которых быстро поглощается корой. Таким образом, через несколько миллисекунд процесс магнитного переподключения заканчивается, а с ним исчезают и колебания магнетара. Это происходит всего через 3,5 миллисекунды после основного всплеска. Анализ этого явления позволил впервые оценить масштабы такого события и сравнить их с событиями, которые происходят с обычными нейтронными звездами.