В пульсаре-«чёрной вдове» обнаружили плазменную линзу

Исследовательская группа из Синьцзянской астрономической обсерватории Китайской академии наук обнаружила плазменную линзу в пульсаре-«черной вдове» PSR J1720-0533 с помощью сферического радиотелескопа с пятисотметровой апертурой.
В пульсаре-«чёрной вдове» обнаружили плазменную линзу
XAO

Пульсары-«черные вдовы» имеют маломассивную звезду-компаньона на близкой орбите. Они важны для ученых, чтобы лучще понять природу миллисекундных пульсаров.

Такое «говорящее» название чёрные вдовы получили не просто так. Дело в том, что для них характерна абляция звезды-компаньона излучением пульсара — проще говоря, унос вещества соседней звезды. Как пауки «черная вдова», самки которых поедают самцов после спаривания, пульсары-«черные вдовы» также постепенно разрушают близкую звезду. Однако для астрофизиков они предоставляют ценные возможности для изучения характеристик звезд-компаньонов в условиях интенсивного облучения.

В частности, в этом исследовании выяснилось, что излучение пульсара PSR J1720-0533 характеризуется квазипериодическими модуляциями, которые могут быть вызваны плазменным линзированием.

Плазменные линзы возникают в результате сильной неоднородности плазмы в сильных электромагнитных полях за счет различных нелинейных эффектов. Проанализировав данные, исследователи пришли к выводу, что максимальное увеличение для плазменной линзы составляет 1,6, что соответствует линзе, простирающейся на десятки километров.

Также исследователи изучили профили поляризации вблизи PSR J1720-0533 и обнаружили, что линейная поляризация излучения исчезла до того, как дисперсия измененилась хоть сколько-то значительно, а значит, звезда=компаньон обладает сильным магнитным полем.

Кстати, звезда-компаньон исчезает стремительно — скорость потери его массы составляет 10-12 масс Солнца в год.