Арктические губки лакомятся окаменелостями глубоко подо льдом Северного Ледовитого океана

На дне Северного Ледовитого океана на вершинах потухших подводных вулканов исследователи нашли обширные сады морских губок, которые выживают, питаясь окаменелостями вымерших животных.
Alfred-Wegener-Institut/PS101 AWI OFOS system/Antje Boetius

Ученые обнаружили на дне Северного Ледовитого океана уникальную экосистему

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, ученые описали процветающую и плотную популяцию губок в центральной части Северного Ледовитого океана.

Чтобы выяснить, как эти губки выживали и процветали под покрытым льдом Северным Ледовитым океаном, куда не могут добраться обычные источники пищи, ученые взяли образцы с с хребта Лангсет — подводного горного хребта недалеко от Северного полюса, — и внимательно изучила распределение садов губок на морском дне. Анализ показал, что губки получали пищу из окаменелых трубок червей и затвердевших детритов других вымерших животных.

«Наш анализ показал, что у губок есть микробные симбионты, способные использовать старое органическое вещество. Это позволяет им питаться остатками бывших, ныне вымерших обитателей подводных гор, такими как трубки червей, состоящие из белка и хитина, и другим захваченным детритом», – поясняют исследователи.

Губки — крайне простые, но успешные формы жизни. У них нет ни мышц, ни нервов, ни органов. Но они поддерживают сложные симбиотические отношения с живущими в них бактериями. Эти бактерии способствуют метаболизму своих хозяев, помогая губкам переваривать и растворять сверхтвердый материал окаменелостей.

«Это уникальная экосистема. Мы никогда раньше не видели ничего подобного в высоких широтах Центральной Арктики. В районе исследования первичная продуктивность вышележащих вод обеспечивает менее одного процента потребности губок в углероде. Таким образом, этот сад губок может быть временной экосистемой, но он богат видами, включая мягкие кораллы», – заключают исследователи.