Новая карта темной материи показала скрытые части космической паутины

Полученные в новом эксперименте по картированию темной материи данные позволили заметить несколько ранее не открытых нитевидных структур, соединяющих галактики. Эта карта позволит улучшить понимание природы темной материи, а также истории и будущего нашей части Вселенной.
Новая карта темной материи показала скрытые части космической паутины
Hong et. al., Astrophysical Journal

Используя машинное обучение, физики смогли составить обширную карту темной материи. Часть из видимых на ней структур астрономам уже удавалось наблюдать, а некоторые остаются еще не открытыми

Темная материя — неуловимая субстанция, которая лежит в основе того, что космологи называют космической паутиной. Это элемент крупномасштабной структурой Вселенной, который из-за своего высокого гравитационного влияния может управлять движением галактик и другого космического материала. Но распределение темной материи по различным частям Вселенной остается в значительной степени неизвестным, поскольку его нельзя измерить напрямую. Исследователи делают выводы об этом, основываясь на гравитационном влиянии темной материи на другие объекты во Вселенной, такие как галактики.

В предыдущих попытках составить карту космической паутины ученые брали за основу модель ранней Вселенной и следили за тем, как меняется структура пространства согласно ей в течение миллиардов лет. Но этот метод требует очень больших вычислительных ресурсов и до сих пор не позволил получить сколь либо точную картину для отдельных областей Вселенной. В новом исследовании ученые применили совершенно другой подход: они использовали машинное обучение и построили модель, которая использует информацию о распределении и движении галактик. На основе этих данных алгоритм может прогнозировать распределение темной материи.

Исследователи создали и обучили свою модель, используя большой набор моделей галактик, называемый Illustris-TNG. В него входит информация о галактиках, газовых облаках, другой видимой материи, а также темной материи. В модель специально были включены только галактики, сопоставимые по размеру с Млечным Путем. В конечном итоге алгоритм позволил определить, какие свойства галактик необходимы для предсказания распределения темной материи.

Затем исследовательская группа применила свою модель к реальным данным из каталога галактик Cosmicflow-3. Каталог содержит исчерпывающие данные о распределении и движении более 17 тысяч объектов в окрестностях Млечного Пути — в пределах 200 мегапарсек. Полученная в результате карта локальной космической сети хорошо воспроизвела уже известные астрономам участки паутины и позволила увидеть новые, до сих пор не открытые структуры.