Новое исследование показало, что лекарство от рака «подсвечивает» скрытый ВИЧ

Согласно многообещающим результатам нового исследования, широко используемый противораковый препарат, воздействующий на иммунную систему, может «вытолкнуть» ВИЧ, оставив вирус открытым для атаки и уничтожения.
Новое исследование показало, что лекарство от рака «подсвечивает» скрытый ВИЧ

Новое исследование предполагает, что пембролизумаб (иммунотерапевтический препарат, который изменил методы лечения меланомы и других видов рака) может «подсветить» ВИЧ.

ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) почти не нуждается в представлении: он известен своей способностью ускользать от иммунной системы. Ключом к его коварству является его латентность. ВИЧ «прячется» внутри долгоживущих иммунных клеток, внедряя свой генетический материал в собственные клетки человека.

Это было серьёзным препятствием для разработки лекарства от ВИЧ, поскольку вирус никогда не уничтожается полностью с помощью противовирусной терапии. Он продолжает присутствовать в организме.

Новое исследование предполагает, что пембролизумаб (иммунотерапевтический препарат, который изменил методы лечения меланомы и других видов рака) может «подсветить» и ВИЧ.

Хотя исследование было небольшим — в нём приняли участие 32 человека, живущих как с ВИЧ, так и с онкологией, — на сегодняшний день это крупнейшее исследование такого рода. Его результаты «очень любопытные», говорит эксперт по инфекционным заболеваниям Шэрон Левин из Института инфекций и заболеваний имени Питера Доэрти.

Пембролизумаб работает путём реактивации изношенных иммунных клеток, которые экспрессируют на своей поверхности множество белков, включая маркер, называемый PD1. Прошлые исследования, проведённые Левином и его коллегами, показали, что ВИЧ использует те же маркеры «истощения», чтобы остаться незамеченным.

Блокирование PD1 пембролизумабом пробуждает уставшие Т-клетки, чья работа заключается в поиске и уничтожении раковых клеток. Исследователи задавались вопросом, может ли препарат также открыть резервуары ВИЧ, дремлющие в иммунных клетках, и вывести вирус из укрытия.

До сих пор было лишь несколько сообщений о случаях, в которых иммунотерапия, в частности, с использованием пембролизумаба, может вымывать ВИЧ из иммунных клеток у людей с вирусом. Всё дело в том, что, несмотря на повышенный риск развития рака, люди, которые являются носителями ВИЧ и нуждаются в лечении терапией с использованием анти-PD1 для их рака, очень редки.

Препарат «не уничтожил ВИЧ в этом исследовании», но результат «информирует об усилиях по манипулированию Т-клетками для лечения ВИЧ», — заявил в Twitter медицинский онколог и ведущий автор Томас Алдрик из Центра исследования рака Фреда Хатчинсона.

Кровь была взята у 32 участников до и после лечения пембролизумабом. Образцы были проанализированы таким образом, чтобы увидеть, какая часть генетического материала вируса обнаруживается в иммунных клетках и плазме крови.

Хотя у большинства участников исследования уровень ВИЧ в плазме крови оставался неопределяемым, исследователи нашли доказательства того, что через неделю после первого лечения небольшой, но значительный уровень вируса удалось вывести из «спящего режима» и заставить размножаться. Шесть циклов лечения спустя Т-клетки, содержащие ВИЧ, которые были готовы к репликации, чаще обнаруживались у некоторых участников исследования.

Необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, как именно такие препараты, как пембролизумаб, изменяют иммунный ответ и действуют на ВИЧ-специфические Т-клетки. Команда исследует эти вопросы «в надежде, что, помимо обращения вспять латентного периода ВИЧ, это также заставит иммунную систему убивать ВИЧ-инфицированные клетки так же, как это происходит с раком», — говорит Левин.

Однако он добавил, что иммунотерапия может стать частью комплексного подхода к лечению, который, как он надеется, поможет почти 2 миллионам человек, у которых ежегодно диагностируется ВИЧ. Исследователям ещё необходимо будет дополнительно изучить и взвесить известные побочные эффекты препарата, которые могут быть терпимы для людей с опасным для жизни заболеванием, таким как рак, но до сих пор были препятствием для тестирования иммунотерапии на здоровых в остальном людях, живущих с ВИЧ.

«С ВИЧ ситуация совсем другая, — говорит Левин. — Теперь люди могут жить нормальной и здоровой жизнью с этим вирусом, поэтому любое вмешательство для лечения должно иметь очень низкую токсичность».

Чтобы понять больше, исследователи собираются приступить к ещё одному испытанию, изучающему влияние анти-PD1-терапии на клетки крови и лимфатические узлы, чтобы попытаться найти самую низкую и безопасную дозу для людей, живущих с ВИЧ, у которых нет рака.