Новые следы старой жизни: Между Марсом и Титаном

Углеродсодержащие породы глубоко под поверхностью Марса снова указывают на то, что некогда здесь плескались обширные водоемы... Химические признаки наличия органических веществ обнаруживаются и в атмосфере Титана.

Новый анализ данных, полученных от работающего на околомарсианской орбите зонда MRO был посвящен изучению глубокого кратера Syrtis Major. Этот обширный кратер имеет в центре возвышенный пик, что, видимо, говорит о его смешанном происхождении — некогда здесь полыхали вулканы, а после в область упал крупный метеорит. Порода, которая теперь находится на поверхности этого пика, когда-то располагалась в недрах Красной планеты, на нескольких километрах глубины. Так что минералогический его состав говорит нам о составе марсианских недр.

Итак, бортовой спектрометр зонда MRO обнаружил здесь вещества, содержащие карбонаты и гидратированные силикаты, которые, насколько мы можем судить по нашей собственной планете, могут образовываться лишь в присутствии жидкой воды, углекислого газа и тепла. Сходные минералы формируются на Земле глубоко у дна морей и крупнейших озер. Так что находка оказалась примечательной во многих смыслах: она говорит не только о существовании в прошлом Марса водных ресурсов, но и о том, что атмосфера его была достаточно плотной и богатой углекислым газом — в сравнении с теперешней сухостью и чрезвычайной разреженностью.

Ученые склоняются к тому, что жидкая вода некогда покрывала весьма значительные площади планеты, а не была сконцентрирована в каких-то ограниченных областях. Лишь впоследствии, когда планета «умерла», сформировавшиеся карбонаты были скрыты толстым слоем вулканической лавы.

Еще одно исследование раскрыло некоторые новые подробности о Титане, крупнейшем из многочисленных спутников Сатурна. Большая команда ученых из США и Франции показала, что в условиях, существующих в атмосфере Титана, может проходить абиотический (т.е. без участия живых организмов) синтез аминокислот и даже азотистых оснований — базовых «кирпичиков» белков, ДНК и РНК — для этих реакций даже не требуется наличие жидкой воды.

Считается, что исключительно плотная атмосфера Титана во многом напоминает условия, некогда имевшиеся на молодой Земле. Так что результаты работы вполне могут быть применимы и к исследованиям на такую вечно актуальную тему, как зарождение жизни. В этом случае первые ее «кирпичики» образовались не в пресловутом жидком «первичном бульоне», а в атмосфере — и затем выпали вниз в форме осадков.

В лаборатории ученые восстановили условия атмосферы Титана, включая наличие азота, метана и оксида углерода (II). Энергию, которую может приносить в эту смесь жесткое ультрафиолетовое излучение и бомбардировка заряженными частицами солнечного ветра, которые отклоняются магнитным полем Сатурна и во множестве врезаются в плотные слои атмосферы его спутника, ученые заменили энергией микроволн, которыми облучали смесь. Так что это не стопроцентная эмуляция, но вполне рабочая модель — и она показала, что из простейших взвешенных частиц низкомолекулярных соединений при подобных условиях и вправду приводили к образованию и выпадению осадка. Проанализировав состав этого осадка, ученые обнаружили в нем больше 5 тыс. различных соединений, включая азотистые основания и десяток аминокислот.

Кстати, и сама основа жизни, вода, может быть куда более распространена даже в пределах Солнечной системы, нежели это кажется на первый взгляд. Читайте: «Вода, вода, кругом вода».