Новые телескопы найдут у черных дыр множество колец

Едва светящиеся кольца, окружающие огромные черные дыры, могут быть обнаружены с помощью телескопов нового поколения. Тем самым будет подтверждена теория гравитации Эйнштейна.
Новые телескопы найдут у черных дыр множество колец
M.D. Johnson et al / Science Advances

Кольцевидное свечение, замеченное на первом изображении черной дыры, сделанном с помощью телескопа Event Horizon и опубликованном в апреле 2019 года, должно быть более сложным, чем показал снимок.

Гравитация черной дыры настолько велика, что некоторые частицы света, называемые фотонами, могут делать от одного до нескольких оборотов вокруг нее, прежде чем быть поглощенными. Эти фотоны образуют «фотонное кольцо», состоящее из нескольких подколец — окружностей света, слишком тонкими для обнаружения существующими телескопами.

«Это своего рода зеркальный зал, где мы получаем бесконечную череду изображений», — дает сравнение астрофизик Майкл Джонсон из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже (штат Массачусетс, США).

Джонсон и его коллеги подсчитали, что с помощью новых телескопов можно будет наблюдать фотонные подзоны вокруг сверхмассивной черной дыры в центре галактики M87.

Телескоп Event Horizon, или EHT, объединяет телескопы всего мира так, что они работают как один больший телескоп. Но чтобы рассмотреть больше деталей, нужно добавить еще несколько телескопов, расстояние между которыми было бы как можно больше.

Радиотелескоп на орбите Земли может захватить первое подкольцо черной дыры, а для наблюдения за вторым подкольцом потребуется еще более отдаленный телескоп — на Луне. Третье подкольцо может быть обнаружено с помощью телескопа, находящегося на расстоянии 150 миллионов километров от Земли.

Ученые уже давно предлагают запустить в космос отдаленные телескопы, но дело так и не сдвинулись с мертвой точки. Джонсон говорит, что его исследование дает дополнительный повод для создания отдаленных телескопов, которые можно будет добавить в сеть EHT.

Обнаружение подколец подтвердило бы теорию гравитации Эйнштейна, что также позволит более точно измерить массу черной дыры и определить скорость ее вращения.