Одноклассники Солнца: Трудности сборов

Каждый, кто когда-нибудь пытался организовать встречу одноклассников лет двадцать спустя после выпускного, представляет, как непросто найти всех и каждого, разъехавшихся по другим городам, а то и странам. Что уж говорить о том, когда речь идет о миллиардах лет – и километров! А ведь именно это приходится делать ученым в поисках звездных братьев нашего Солнца.
Одноклассники Солнца: Трудности сборов

Более того, астрономы ЮФУ Юрий Мишуров и Ирина Ачарова показали, что предыдущие оценки, указывавшие на сложность этого поиска, чересчур оптимистичны. Впрочем, начнем издалека.

Газопылевое облако, из которого около 4,6 млрд. лет сформировалось Солнце, давно не существует — но некогда оно дало жизнь не только нашей звезде, но и, по оценке специалистов, тысячам других, многие из которых должны были дожить до нашего времени. Но как капля краски в бассейне, они быстро стали неразличимы в колоссальном объеме Млечного Пути, включающего многие сотни миллиардов других звезд.

Несмотря на это, в прошлом году нидерландский астроном Симон Цварт (Simon Zwart) объявил о принципиальной возможности обнаружить собратьев нашего Солнца. Он смоделировал процесс разбегания звезд по галактике и подсчитал, что от 10-ти до 60-ти из них с большой вероятностью должны оставаться на расстоянии не более 330 световых лет от Солнца. То есть, должны быть даже видимы если не невооруженным глазом, то, по крайней мере, в обычный полевой бинокль. Их должно быть довольно легко распознать современными приборами: их состав, возраст и характеристики движения сквозь галактику должны быть очень близки к солнечным.

К сожалению, недавняя работа Мишурова и Ачаровой опровергает этот оптимистичный взгляд на предмет. По их замечанию, в своем анализе Цварт не учел влияние спиральных рукавов Млечного Пути, которые способны разбросать звезды далеко и широко действием своей гравитации. Они провели собственное моделирование, показавшее возможное движение собратьев Солнца через галактику за последние 4,6 млрд. лет, включая прохождение сквозь ее спиральные рукава. «Они разбросаны по очень большому пространству», — констатирует Юрий Мишуров.

В некоторых вариантах звезды оказываются разбросаны по всей окружности вокруг центра галактики. Тогда в указанных Цвартом пределах могут остаться лишь 3−4 звезды, некогда родившихся вместе с Солнцем. Астроном подчеркивает: «Мы не говорим, что найти их абсолютно невозможно, но сделать это будет очень и очень непросто».

Сам Цварт с интересом прочел работу российских коллег, назвав ее логичным следующим шагом собственной работы, с использованием более сложного и точного моделирования. «В конце концов, — говорит он, — имеет значение лишь то, найдем мы эти звезды, или нет. И думаю, будет большой ошибкой бросать поиски».

К слову, о первых практических попытках найти звезды, родившиеся вместе с Солнцем мы писали в заметке «Братья Солнца». И об их печальном результате: «В пределах 100 парсек от Солнца его "родственников" не обнаруживается». Что лишь подтверждает опасения Мишурова и коллег.