Охота за волнами: Пульсирующие свидетели

Путешествуя сквозь Вселенную, гравитационные волны должны вносить искажения в пространство-время. На этом их основном свойстве и сосредоточены попытки обнаружить их – правда, пока неудачные. Долгожданный успех может принести новая стратегия поиска.
Охота за волнами: Пульсирующие свидетели

Существование гравитационных волн предсказывается Общей Теорией Относительности, однако, в отличие от множества других ее следствий, блестяще подтвержденных на практике, до сих пор обнаружить их не удается. Подробнее об увлекательном поиске этого странного и удивительного явления мы писали в статье «Рябь пространства-времени».

Пока что существуют лишь косвенные доказательства существования гравитационных волн — а как хотелось бы в действительности суметь обнаружить эти возмущения структуры Вселенной! Возможно, это окажется под силу новому методу, лишь недавно предложенному учеными.

Они предлагают использовать в качестве «маркеров» пульсары, космические источники мощного периодического излучения — подробно о том, что такое пульсары и откуда они берутся, можно прочесть в заметке «Утилизация звезды». В принципе, проходя через такой объект, гравитационные волны должны вызывать его деформацию, что, в свою очередь, должно приводить к изменению свойств импульсов, которые пульсар производит.

Так что, тщательно отобрав подходящие пульсары, мы должны быть вполне способны детектировать изменения, вызываемые гравитационными волнами. Если пульсация нескольких таких объектов, расположенных достаточно близко (по космическим масштабам), начнет почти синхронно и почти одинаково менять свои свойства — вот она, гравитационная волна.

План ясен: отобрать подходящие пульсары и внимательно следить за ними. Можно приступать к делу. Однако уже первый этап действий не так прост, как может показаться на первый взгляд. Из северного полушария можно наблюдать не так-то много пульсаров, к тому же достаточно подробно изученных и обладающих другими подходящими свойствами. Да и достаточная точность наблюдений за их излучением — задача сложная.

Существует, конечно, специальный инструмент для исследований гравитационных волн — Североамериканская наногерцовая обсерватория для поиска гравитационных волн, или просто NANOGrav. Однако авторы идеи возлагают куда больше надежд на новое поколение радиотелескопов — такие, как Allen Telescope Array в Калифорнии или Square Kilometer Array в Австралии. Первая из этих обсерваторий уже знакома нашим читателям — и вообще-то, предназначена она для поиска внеземных цивилизаций, о чем мы писали в заметке «Ждем сигнала».