Острое заболевание COVID-19 ведет к ускоренному старению мозга

Генетики из Гарвардской медицинской школы исследовали образцы мозга, взятые у пациентов умерших от острой формы COVID-19. Как показало сравнение пациентов с контрольной группой, неболевших COVID-19, при заболевании в лобных долях мозга экспрессия генов меняется, как у быстро постаревшего человека.
Острое заболевание COVID-19 ведет к ускоренному старению мозга
Кора головного мозга человека (в искусственных цветах). Мозг людей с тяжелой формой COVID-19 имеет паттерны экспрессии генов, аналогичные тем, которые обнаруживаются у пожилых людей. Фото: K H Fung / Science Photo Library.

С самого начала пандемии появились сообщения о воздействии вируса SARS-CoV-2 на мозг. Пандемия идет на спад, а таких сообщений меньше не становится

Анализ, проведенный генетиками Гарвардской медицинской школы, выявил изменения активности генов в головном мозге у людей с тяжелой инфекцией SARS-CoV-2. Эти изменения аналогичны быстрому старению.

Исследование присоединяется к целому ряду публикаций, описывающих влияние COVID-19 на мозг.

COVID в мозгу

Ученые взяли образцы лобной коры — области мозга, тесно связанной с когнитивными функциями — у 21 человека, скончавшегося от тяжелой формы COVID-19, и одного человека с бессимптомной инфекцией SARS-CoV-2 на момент смерти. Команда сравнила их с образцами от 22 человек, у которых на момент смерти не было инфекции SARS-CoV-2. Еще одна контрольная группа состояла из девяти человек, у которых не было инфекции, но перед смертью они проводили время на искусственной вентиляции легких или в отделении интенсивной терапии — вмешательства, которые могут вызвать серьезные побочные эффекты.

Команда обнаружила, что гены, связанные с воспалением и стрессом, были более активны в мозге людей, перенесших тяжелую форму COVID-19, чем в мозге людей из контрольной группы. И наоборот, гены, связанные с когнитивными функциями и формированием связей между клетками мозга, были менее активны.

Ученые также проанализировали мозговую ткань еще 20 неинфицированных людей: 10 человек, которым на момент смерти было 38 лет или меньше, и 10 человек в возрасте 71 года и старше. Сравнение показало, что у людей старшей группы произошли изменения в головном мозге, аналогичные тем, которые наблюдались у людей с тяжелым течением COVID-19.

Это уже не первое исследование, которое показывает старение мозга после пандемии. Психологическое воздействие и связанный с пандемией стресс состарили мозг подростков, — мозг повзрослел быстрее, чем у их ровесников в более спокойные времена.

Воспалительный эффект

Ученые предполагают, что COVID-19 повлиял на активность генов косвенно, — через воспалением, а не прямой вирусной инфильтрацией мозга. Генетики воздействовали белками, которые способствуют воспалению, на лабораторные нейроны. В результате в нейронах изменилась активность генов, связанных со старением.

Другой важный вопрос заключается в том, связаны ли изменения в экспрессии генов только с тяжелыми случаями COVID-19 или же их может вызвать и более легкое заболевание. Проведенное в марте исследование сотен изображений мозга, собранных Британским биобанком, показало, что даже легкое заболевание может вызвать изменения в мозге, включая повреждение областей, отвечающих за обоняние и вкус.

По словам Марианны Бугиани из Медицинского центра Амстердамского университета, потребуется время, чтобы определить, являются ли изменения, наблюдаемые в исследовании, временными или останутся навсегда. «Пандемия продлилась достаточно долго, чтобы увидеть эти вещи, но недостаточно долго, чтобы установить, являются ли они постоянными», — говорит она. — «Мы еще не знаем, каковы будут их реальные последствия».