Редкий кадр: посмотрите на первую фотографию сверхмассивной черной дыры в центре нашей галактики

Астрономы из Event Horizon Telescope Collaboration представили первое изображение сверхмассивной черной дыры в центре галактики Млечный Путь, полученное с помощью сети радиотелескопов по всему миру.
Event Horizon Telescope Collaboration

Консорциум Event Horizon Telescope был сформирован в 2015 году и, по сути, объединил существующие радиотелескопы со всего мира, чтобы сформировать мощную единую обсерваторию.

Большая миллиметровая/субмиллиметровая решетка Атакама (ALMA) — одна из восьми обсерваторий, объединенных в сеть и образующих Телескоп горизонта событий, который в течение нескольких ночей в 2017 году проводил наблюдения за Стрельцом А* — колоссальной черной дырой в центре нашей галактики. С тех пор консорциум EHT добавил к массиву больше обсерваторий — во французских Альпах, Гренландии и США — и провел дополнительные наблюдения в 2018, 2021 и в этом году.

Телескопы
ESA

Исследовательская группа EHT, состоящая из более чем 300 исследователей со всего мира, говорит, что давно подозревали, что в центре нашей галактики есть черная дыра, и теперь было обнаружено первое изображение этого массивного объекта.

Изображение Стрельца А* демонстрирует кольцо светящегося газа, окружающее темную центральную область — т.н. тень — и улавливает свет, искривленный огромной гравитацией объекта, плюс, как сообщается, это первое прямое визуальное доказательство того, что Стрелец А* действительно является черной дырой.

Изображение получено из наблюдений, сделанных в течение нескольких ночей в 2017 году восемью радиотелескопами исходной конфигурации EHT, и очень похоже на изображение черной дыры M87*, опубликованное в 2019 году, хотя «наша» черная дыра в тысячу раз меньше и в размерах, и по массе.

Сделана первая в истории фотография чёрной дыры

Поскольку газы вокруг Стрельца A* движутся гораздо быстрее, чем вокруг M87*, опубликованное изображение на самом деле представляет собой усредненное значение различных снимков, полученных исследователями.

Сравнение масштабов

«Газ в окрестностях черных дыр движется с одинаковой скоростью — почти со скоростью света — вокруг обоих объектов. Но там, где газу требуется от нескольких дней до нескольких недель, чтобы совершить оборот вокруг более крупного M87*, в гораздо меньшем Стрельце A* он совершает полный оборот за считанные минуты. Это означает, что яркость и структура газа вокруг Sgr A* быстро менялись по мере того, как EHT Collaboration наблюдал за ним — это было похоже на попытку сфотографировать щенка, который быстро гоняется за своим хвостом» — объяснил ученый EHT Чи-Кван Чан.

Теперь ученые будут изучать различия между двумя черными дырами разного размера и использовать новые данные для проверки теорий и создания моделей того, как газы ведут себя вокруг сверхмассивных черных дыр.