Первая промежуточная: Заполняя дыры

Появилось сообщение о первом достоверном наблюдении черной дыры промежуточной массы. Большой пробел в нашем знании об этих удивительных объектах можно считать заполненным.
Первая промежуточная: Заполняя дыры

Сверхмассивные и миниатюрные черные дыры сплошь и рядом обнаруживаются учеными в исследованиях Вселенной. Однако в этой цепочке размеров зияет большой разрыв: однозначно подтвержденных и достоверных наблюдений черных дыр промежуточной массы (порядка сотен или тысяч солнечных масс) до сих пор нет. И хотя уже звучали некоторые сообщения об их обнаружении («Дыра-подросток»), на деле они оказываются далеко не столь однозначными. Некоторые специалисты даже склоняются к тому, что подобных дыр не может существовать в принципе («Промежуточные сложности»).

Впрочем, теперь, кажется, в этой дискуссии можно поставить точку: группа астрономов сообщила о первом достоверном факте наблюдения в удаленной галактике черной дыры массой более 500 солнечных.

В принципе, черные дыры могут обладать массой в весьма больших пределах, от планковских (которые столь малы, что наблюдать их пока невозможно) до сверхмассивных, в миллионы и даже миллиарды солнц. Сравнительно небольшие черные дыры звездных масс появляются из останков крупных звезд после их гибели в результате колоссальных взрывов. Но вот как раз дыр размерами между сверхмассивными и звездными до сих пор не наблюдалось.

Обнаруженный недавно объект под названием HLX-1 стал первым, масса которого относится к этому промежутку. Группа астрономов во главе с Шоном Фарреллом (Sean Farrell) нашла его у самой границы удаленной от нас примерно на 290 млн световых лет галактики. По их оценкам, дыра излучает в рентгене примерно вдесятеро интенсивней, чем черная дыра звездной массы, что подразумевает, что она и намного тяжелее. На основе данных об этом излучении ученые установили ее массу — около 500 солнечных.

Впрочем, находка оставляет открытым важнейший вопрос о том, откуда же все-таки берутся такие черные дыры? Возможно, что они являются продуктом недружественных слияний и поглощений между черными дырами, появившимися в плотном звездном скоплении, неподалеку друг от друга. По другой версии, такие объекты порождены гибелью древнейших звезд первого поколения, которые, считается, были куда крупнее нынешних.

Кстати, наблюдение HLX-1 склоняет чашу весов в сторону именно второй гипотезы, поскольку эта дыра расположена не просто на окраине, а даже за пределами галактики, где отнюдь не наблюдается плотных звездных скоплений.