Планетарная симметрия: Тонкости рождения

Возьмем мысленно 4 планеты – Меркурий, Венеру, Землю и Марс – и расположим их в порядке возрастания расстояния до Солнца. Мы увидим, что размеры их почти строго симметричны: диаметры крайних Меркурия и Марса так же близки, как и центральных Венеры и Земли. И это не простое совпадение.
Планетарная симметрия: Тонкости рождения

Согласно проведенному Брэдом Хансеном (Brad Hansen) теоретическому исследованию, такая симметричная схема размеров объясняется особенностями роста планет из протопланетного диска, скопления газа и пыли, некогда окружавшего наше Солнце.

Проведя эксперимент по компьютерному моделированию процесса формирования молодых планет, он обнаружил, что более крупные планеты имеют тенденцию к появлению вблизи к внутренней и внешней границы кольца, протянувшегося как раз на той дистанции от Солнца, которую сегодня охватывают орбиты Венеры и Земли. Здесь же появляются и значительно меньшие тела, которые вскоре либо падают на более крупные планеты, либо выталкиваются ими подальше за пределы их «владений».

При этом моделирование показало, что нередко столкновения могут приводить к тому, что некрупные планеты, выбитые за пределы этой зоны, остаются на стабильных орбитах — которые пролегают как раз там, где сегодня вращаются Марс и Меркурий! Оказавшись за пределами насыщенного пылью и обломками «кольца», они, в отличие от своих более крупных собратьев, не могут притягивать дополнительное вещество и расти, и так и остаются «вечными подростками».

«Эти результаты, — добавляет Хансен, — великолепно согласуются и с некоторыми другими свойствами Меркурия и Марса». В частности, на обеих планетах обнаружены следы некогда мощнейших столкновений с неизвестными пока телами.

Более того, в ходе проведенного ученым компьютерного моделирования «Земля» столкнулась с одной из будущих малых планет, в результате чего у нее появился естественный спутник — «Луна». Напомним, что такая версия происхождения Луны сегодня считается наиболее общепринятой — подробнее об этой древней катастрофе можно прочесть в статье «Бесценный спутник».