Планеты из звездного праха: Самое негостеприимное местечко

Обследовав останки взорвавшегося пульсара, инфракрасный телескоп Spitzer обнаружил разлетающиеся каменные обломки, образовавшие диск – под действием гравитации из этого «праха» могут зародиться новые планеты.

Spitzer обследовал рентгеновский пульсар 4U 0142+61, отстоящий от нас на 13 тыс. световых лет. Некогда это была крупная звезда в 10−20 солнечных масс, но примерно 100 тыс. лет назад она превратилась в сверхновую. Выброшенное взрывом вещество на расстоянии нескольких миллионов километров от звезды образовало диск обломков, подходящих для формирования будущих планет. Тепловое излучение этого раскаленного излучением диска и было обнаружено инфракрасными датчиками телескопа.

— Удивительно, насколько универсальным оказывается процесс формирования планет, — говорит астроном Дипто Чакрабарти (Deepto Chakrabarty) из Массачусетсткого технологического института. — Пульсары испускают колоссальное количество излучения, однако и этих условиях вокруг взорвавшейся звезды мы наблюдали диск, как вокруг молодой звезды, где обычно и появляются планеты.

Впрочем, не стоит рассчитывать, что на таких планетах возможна жизнь. Пульсаром называется объект, испускающий мощные периодические импульсы излучения: известны пульсары, излучающие в самых разных диапазонах, от видимого света до гамма-радиации. Все известные пульсары отличаются невероятной плотностью (имея размеры порядка десятков километров, они оказываются тяжелее Солнца) и представляют собой быстро вращающиеся нейтронные звезды. Планеты вокруг них подвержены жесткому радиационному воздействию и представляют собой одни из самых негостеприимных мест для жизни.

Планеты, вращающиеся вокруг пульсаров, были обнаружены еще 15 лет назад. Считается, что они будут моментально испепелены в момент взрыва звезды — однако обнаруженный диск демонстрирует новый этап в формировании планетарной системы следующего поколения.

Читайте и о других интересных наблюдениях, сделанных телескопом Spitzer: «Да будет свет», «Космический детектив», «Сверхновая в возрасте».

По сообщению NASA