Под Гренландией обнаружено древнее высохшее озеро

Под Гренландией обнаружены следы гигантского древнего озера. Оно находится глубоко под ледяным щитом на северо-западе острова. По оценкам ученых, озеру может быть сотни тысяч лет, если не миллионы.
Под Гренландией обнаружено древнее высохшее озеро
Когда-то давно Гренландия была свободна ото льда. Для того чтобы узнать, какой она была раньше, ученым нужно проникнуть под огромную толщу ее льда

Авторы нового исследования говорят, что это первый случай обнаружения древнего озерного дна в этой части мира. В прошлом году под Гренландским ледяным щитом было обнаружено более 50 подледных озер, то есть скоплений жидкой воды под ледовым щитом.

Новая находка имеет другую природу. Подо льдом находится древний озерный бассейн, который остается сухим уже долгое время. Когда озеро сформировалось, регион был свободен ото льда, и бассейн, площадью поверхности приблизительно 7100 квадратных километров, был полон воды.

Ученые говорят, что не знают, насколько древнее это озеро. Узнать это достаточно сложно, ведь для этого необходимо проанализировать осадочные породы на дне озера. Однако, как это сделать пока непонятно, ведь оно находится подо льдом толщиной в 1,8 километра.

Очертания озера
Paxman et al., EPSL,

Древнее озеро получило название Camp Century Basin в честь расположенной неподалеку военной исследовательской базы. Ученые обнаружили его благодаря наблюдениям NASA, которые агентство проводит в рамках программы IceBridge Mission — воздушной разведки полярных регионов мира.

Во время полетов над Гренландией команда нанесла на карту подледниковую геоморфологию, используя целый ряд приборов, измеряющих радиолокационные, гравитационные и магнитные данные. Приборы показали очертания гигантской рыхлой массы, состоящей из осадочных пород.

Сейчас ученым предстоит много работы. Тайны под толстым слоем льда могли бы поведать о полярных климатических изменениях в прошлом, а также указать на то, что может произойти в будущем.