Погода на гиганте: То ли ветер, то ли артефакт

На одной из самых знаменитых экстрасолнечных планет замечены признаки существования... погоды.

Далекая планета HD 189733b, вращающаяся вокруг звезды в 63 световых годах от Земли, полна неожиданностей. Полтора года назад, когда она была замечена впервые, ученые назвали ее «самой горячей и самой темной» из всех (мы рассказывали об этом открытии в заметке «Адский климат»); несколько месяцев спустя на ней обнаружили метан, водяной пар («Есть вода»), а буквально пару недель назад — углекислый газ («Углерод в воздухе»). И вот на днях она преподнесла очередной сюрприз.

Вообще, вода — одно из самых распространенных веществ во Вселенной. Теоретические модели говорят о том, что она легко образуется в атмосферах планет. Тем удивительнее тот факт, что и на HD 189733b, и на других схожих планетах воды обнаружить не всегда удается. На HD 189733b она была зафиксирована далеко не сразу.

Недавнее исследование спектра HD 189733b стало, по словам одного из авторов работы Дрейка Деминга (Drake Deming), «самым точным в истории спектральным исследованием экстрасолнечной планеты». И оно совершенно однозначно подтвердило наличие воды на этом «горячем юпитере».

Да, HD 189733b относится именно к классу «горячих юпитеров», крупных газовых гигантов, вращающихся неподалеку от своей звезды и поэтому весьма раскаленных. Для получения спектра планеты Карл Гриллмейр (Carl Grillmair) и его коллеги воспользовались орбитальным телескопом Spitzer, собрав данные в среднем ИК-диапазоне, где проще всего обнаружить признаки наличия водяного пара.

Отчего же вода не проявила себя на спектральных данных HD 189733b ранее? По мнению Гриллмейра, это говорит о наличии на планете погоды: изменения в облачном покрове в верхних слоях атмосферы могли внести существенные искажения в собранные данные. Гриллмейр поясняет: «Там могут бушевать мощные штормы, и дуть ветры скоростью тысячи километров в час». Пока что ни подтвердить, ни опровергнуть это объяснение невозможно.

По мнению ученых, дополнительные исследования, которые уже ведутся, позволят решить вопрос в пользу того или иного варианта. Они скажут, связаны ли изменения в спектре планеты действительно с погодой, или с разными методами сбора данных.

Чтобы пресечь излишние фантазии, скажем, что несмотря на наличие в атмосфере HD 189733b таких молекул, как вода, метан и углекислый газ, она вряд ли обитаема. Во-первых, нет свидетельств наличия на ней кислорода (он вообще не обнаружен еще ни на одной далекой планете). А во-вторых, она чересчур уж горяча для появления жизни — по крайней мере, в тех формах, в которых мы себе ее представляем.