Последнее дыхание: умирающие галактики начинают активное звездообразование

Группа астрономов из Саутгемптонского университета отметили, что галактики с активными ядрами могут пройти период быстрого рождения звезд перед тем, как полностью прекратить свое существование.
Последнее дыхание: умирающие галактики начинают активное звездообразование

В галактиках с активными галактическими ядрами находятся постоянно растущие черные дыры. Они выделяют большое количество энергии и увеличивают скорость образования звезд, накапливая газ из окружающей среды.

Причина прекращения звездообразования в галактиках, на самом деле, загадка для учёных. Вселенная заполнена триллионами галактик, каждая из которых состоит из миллиардов звезд. Большинство данных до сих пор явно указывало на то, что звездообразование в галактиках неуклонно снижается со временем. Однако, похоже, незадолго до остановки звездообразования в галактиках наблюдается внезапный его рост.

Считается, что большинство массивных галактик имеет в центре сверхмассивные черные дыры. Когда сверхмассивные черные дыры активно поглощают газ, они могут излучать столько же энергии, сколько и галактика, в которой они находятся. Между тем, мощные ветры и струи, создаваемые активным ядром галактики, способны нагревать или «удалять» необходимый для образования звезд материал.

Что сделали учёные? Команда учёных проанализировала выборку из более чем трех тысяч близлежащих галактик с активными ядрами, чтобы измерить, как менялось звездообразование в галактиках с течением времени.

Результаты. Команда обнаружила, что близлежащие галактики с активными ядрами снижают скорость звездообразования неравномерно. Напротив, в последние эпохи своей жизни они демонстрируют явные признаки роста, а не снижения скорости звездообразования.

С точки зрения космоса звездообразование недолговечно. Текущая активность галактик с активными ядрами не может быть причиной наблюдаемого затухания рождения звезд — вероятно, это их последнее дыхание в жизни галактик.

Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters.