Правило пяти секунд — миф или реальность? Что произойдёт, если съесть еду с пола?

Считается, что если поднять упавшую на пол еду в течение 5 секунд и хорошенько подуть на неё, то её можно есть. Якобы за такой короткий срок бактерии с пола не успевают «забраться» на еду. Но так ли это на самом деле? Разберёмся в одном из самых распространённых мифов.
Shutterstock
Есть или не есть?

Не будем долго вас томить, скажем сразу: никаких доказательств в поддержку правила пяти секунд просто нет. Правда в том, что бактерии могут появиться на упавшей на пол еде мгновенно — менее чем через одну секунду.

Научные исследования

Из-за широкого распространения эта легенда неоднократно становилась объектом различных исследований. Например, в одном из них учёные клали на пол различные продукты, а затем анализировали их. Оказалось, что ни один образец (даже тот, что провёл на полу 1 секунду) не смог избежать заражения бактериями. Конечно, количество патогенов зависело от времени пребывания продукта на полу, но тем не менее, они все равно были обнаружены.

Сколько бы времени еда ни пробыла на полу, на ней все равно будут бактерии.
Freepik

Не одно только время играет роль, а ещё и напольное покрытие. Команда учёных из Университета Клемсона проверила, какие поверхности представляют наибольший риск загрязнения. Исследователи заразили различные типы напольных покрытий сальмонеллой, бросали кусочки болонской колбасы на поражённые участки, затем проанализировали, какие кусочки наиболее опасны для употребления. Выяснилось, что ковёр перенёс меньше сальмонеллы на пищу, а больше всего — плитка.

Аналогичным образом, текстура пищи, которую вы роняете на пол, может иметь значение. Влажные, пористые продукты особенно хорошо собирают бактерии и загрязняющие вещества — и поэтому их вдвойне опасно есть с пола.

Что случится, если постоянно есть еду с пола?

Эксперты уверены, что если у вас войдёт в привычку есть пищу, которая упала на пол, последствия непременно могут сказаться на вашем здоровье. Симптомы болезней пищевого происхождения могут быть самыми разнообразными: от лёгкого дискомфорта в желудке до более серьёзных заболеваний, таких как диарея, рвота, лихорадка и обезвоживание.

Боль в животе — самое очевидное последствие «правила пяти секунд».
Freepik

Важно понимать, что даже если на первый взгляд ваш пол выглядит чистым, он все равно может представлять опасность. Аллергены, патогены из отходов жизнедеятельности животных или людей, грязь, пыль, волосы также являются распространенными виновниками загрязнения, которые обычно остаются незамеченными.

Так что вердикт вынесен: правило пяти секунд не работает.