Проблемы моногамии: Семейная предыстория

Эволюционное предназначение моногамии, практикуемой многими животными, обсуждается уже очень давно. И новые исследования лишь подливают масла в огонь этих дискуссий.
Проблемы моногамии: Семейная предыстория

Существует масса подходов к объяснению образования устойчивых пар у человека и других животных. Три основных гипотезы объясняют это необходимостью совместной заботы о потомстве, невозможностью самца контролировать целый «гарем» из самок и, наконец, необходимостью защиты потомства от инфантицида — детоубийства, увы, достаточно распространенного в живой природе.

В своей новой работе британские антропологи проследили возможный источник моногамии на примере 230 видов приматов — вплоть до общего предка, жившего около 75 млн лет назад. Ученые собрали данные о поведении и жизни каждого вида, в частности, о размерах территории, которая приходится на одну самку и которая определяет физическую возможность самца контролировать ее, заботиться и охранять потомство.

Проведя компьютерное моделирование, ученые показали, что моногамия могла развиваться совместно с определенными поведенческими схемами. Однако из всех этих схем поведения самым важным оказался инфантицид. Именно он показал максимальную взаимосвязь с развитием моногамии — настолько тесную, что авторы называют именно необходимость защиты потомства причиной возникновения моногамного поведения у приматов.

Впрочем, работа другой команды исследователей из Великобритании, результаты которой также опубликованы на днях, привела ученых к иным выводам. В ней проблема рассматривается шире, в рамках всего класса млекопитающих (моногамию практикуют примерно треть всех современных видов приматов и менее 1/10 млекопитающих). Авторы проанализировали ранее описанную схему эволюционных отношений между 2288 видами млекопитающих и обнаружили, что все (за единственным исключением) случаи перехода к моногамии связаны с самостоятельным воспитанием потомства самкой. Если затем по той или иной причине самцы теряли практическую возможность спариваться регулярно более чем с одной самкой и иметь свой «гарем», они переходили к иной стратегии и проявляли все большую привязанность к единственной самке, с тем, чтобы выжило максимальное число отпрысков, несущих его гены.

Проверив свои выкладки на приматах, эти ученые не нашли никакой существенной связи с инфантицидом — однако они полагают, что эта нестыковка может быть вызвана с разным подходом к интерпретации и моделированию поведения либо с особенностями, присущими лишь приматам. Обе группы планируют обсудить проблему в ближайшее время и отмечают, что переносить эти результаты на людей надо с величайшей осторожностью: «Люди совершенно необычны, у нас есть культура — и это меняет все», — говорят ученые.

По публикации Nature