Радуга планет: Красный, желтый, голубой...

Цвет далекой экзопланеты поможет узнать ее характеристики. Если мы только сумеем разглядеть этот цвет.
Радуга планет: Красный, желтый, голубой...

Сегодня известны уже сотни далеких экзопланет — но практически все они были обнаружены лишь по косвенным признакам. Как правило, точные измерения светимости далекой звезды позволяют отметить слабые периодические изменения, которые вызывает планета, время от времени проходящая между звездой и нами — по этим данным ученые и реконструируют характеристики планеты.

Лишь пару лет назад экзопланету удалось сфотографировать непосредственно (читайте: «Первые кадры»). Но и в этом удачном случае планета выглядит не более чем тусклой и крохотной точкой, едва заметной самым чувствительным приборам. Что же мы можем сказать, видя эту точку? Пожалуй, больше, чем кажется на первый взгляд. Но для начала придется сделать небольшое отступление.

Как мы уже писали («Ледяная близость»), космический зонд EPOXI недавно совершил пролет близ кометы и сфотографировал ее с близкого расстояния. Маневрируя для сближения, аппарат не терял времени попусту. Параллельно он вел съемку планет Солнечной системы — в том числе Земли и Луны — и результаты съемки затем поступили группе астрономов во главе с Люси МакФадден (Lucy McFadden), которые провели довольно нестандартный анализ.

Они сравнили отражение света разными планетами на разных длинах волн видимого диапазона (в общем-то, провели точную оценку того, что можно назвать «цветом» планеты — голубой Земли или красного Марса) — красных, синих и зеленых — и затем сгруппировали их по этому признаку. Действительно, группировки обозначились достаточно четко, как это видно из приведенной слева иллюстрации, на которой вертикальная ось соответствует относительной «голубизне», а горизонтальная — «красноте» планеты.

Можно выделить четыре разошедшиеся по разным углам команды — Ледяные великаны (Уран и Нептун), Газовые гиганты (Сатурн и Юпитер), Каменные пустыни (Венера, Меркурий и Марс). Единственным индивидуалистом остается наша собственная Земля. Уникальность положения Земли на этой схеме объясняется двумя факторами — Рэлеевским рассеянием атмосферы (обусловливающим синий цвет неба) и низким уровнем поглощения ею инфракрасного излучения (из-за почти полного отсутствия ответственных за это метана и амииака, в изобилии имеющихся на многих других планетах).

Получается, что если мы будем получать достаточно ясные снимки очередной далекой экзопланеты, ее «цветовой код» позволит до некоторой степени соотнести ее на схеме с одной из известных групп и, соответственно, предсказать некоторые ее характеристики — а возможно даже, и с удивлением обнаружить близняшку Земли. «В конце концов, — резюмирует Люси МакФадден, — телескопы становятся все более крупными и совершенными, картинка все улучшается, и мы рано или поздно сумеем не только разглядеть пятно планеты у далекой звезды, но и увидеть ее цвет. А цвет может подсказать, не следует ли обратить на нее особое внимание».