Самые потрясающие экзопланеты 2022: какие тайны они скрывают?

Это был знаменательный год для открытия новых миров. Вот чего удалось достичь астрономам со всего мира.
Самые потрясающие экзопланеты 2022: какие тайны они скрывают?

На описанных ниже экзопланетах вы вряд ли встретите живые организмы. Но условия на них просто фантастические.

В 2022 году НАСА превысило 5000 подтвержденных экзопланет за пределами нашей Солнечной системы. К ним относятся разнообразные далекие планеты, в том числе (возможно, скалистые) суперземли, газовые гиганты, такие как Юпитер, «ледяные гиганты», такие как Нептун, и так далее. Хотя ученые-планетологи обнаружили тысячи таких любопытных мест, вероятно, только в нашей галактике Млечный Путь насчитывается более триллиона экзопланет.

Более того, космический телескоп «Джеймс Уэбб» — самый мощный из когда-либо созданных подобных телескопов - в этом году заглянул в атмосферу некоторых из этих планет, что дало ученым беспрецедентное представление о загадочных мирах за пределами Земли. Вот примеры нескольких экзопланет, которые в этом году поразили астрономов.

Планета с металлическими облаками и дождем из драгоценных камней

Недавно исследователи обнаружили, что находящиеся в воздухе металлы и драгоценные камни, вероятно, существуют на более холодной стороне WASP-121 b - экзопланеты, расположенной примерно в 855 световых годах от Земли. Там достаточно прохладно, чтобы металлы в верхних слоях атмосферы, такие как магний, железо, ванадий, хром и никель, конденсировались в облака. Как могут выглядеть такие металлические облака?

«Я не думаю, что мы можем точно сказать, как они будут выглядеть, потому что образование облаков сложное, и у нас нет таких облаков, чтобы наблюдать их вблизи в нашей собственной Солнечной системе», — говорит Томас Микал-Эванс, астроном из Института астрономии Макса Планка и ведущий автор исследования, описывающего обнаружение новой экзопланеты.

Но он предположил, что эти внеземные облака могут напоминать пыльные бури на Земле. Некоторые облака могут быть окрашены в синий или красный цвет. Другие серые или зеленые.

Странная планета в форме мяча для регби

Космический телескоп «Хеопс» Европейского космического агентства (ЕКА) обнаружил, что WASP-103-b — планета в два раза больше Юпитера — облетает вокруг своей звезды всего за день. Это вызывает сильное притяжение планеты, гораздо более интенсивную версию того, как Луна притягивает воду на Земле, создавая приливы и отливы. В конечном счете, это притяжение деформировало планету, изменив ее некогда сферическую форму.

Редкий «супер-Нептун»

Примерно в 150 световых годах от Земли астрономы обнаружили «супер-Нептун» (планету немного больше Нептуна) с водяным паром в атмосфере. Это большая редкость.

«Расположенная на расстоянии 150 световых лет TOI-674 b считается "самой близкой" планетой такого типа по астрономическим меркам, - пишет НАСА. — Вокруг нее остается много вопросов, например, сколько водяного пара содержится в ее атмосфере. Но атмосферу TOI-674 b гораздо легче наблюдать, чем атмосферу многих экзопланет, что делает ее главной целью для более глубокого исследования».

Возможно, телескоп Джеймса Уэбба, который отправит свои первые космические снимки в июле 2022 года, сможет глубже заглянуть в атмосферу этой экзопланеты.

Формирующаяся экзопланета

Космический телескоп «Хаббл» запечатлел очень молодую планету, которая все еще развивается формируется в диске из газа и пыли, называемом протопланетным диском. Возраст звезды зарождающейся солнечной системы составляет всего 2 миллиона лет. (Солнцу, например, более 4,5 миллиардов лет.).

Новая планета гигантская. Ученые подозревают, что он в девять раз больше Юпитера. И она вращается очень далеко от своей звезды, на расстоянии около 13,8 миллиардов километров. Это более чем в два раза дальше, чем Плутон от Солнца.

В отличие от большинства планет, которые, по мнению исследователей, образовались, когда более мелкие объекты в планетарном диске столкнулись и превратились в большие горячие планетарные объекты, небесное тело под названием AB Aurigae b, возможно, образовалась, когда ее охлажденный диск распался на большие фрагменты.