Семена Большого Взрыва: Разыскиваются черные дыры размером с ядро атома

С помощью нового рентгеновского телескопа GLAST ученые надеются обнаружить пульсацию миниатюрных черных дыр, что послужит весомым аргументом доказательством в пользу справедливости струнной модели мира.

Общая теория относительности, сформулированная Эйнштейном еще в начале ХХ века, по сей день является наиболее авторитетной моделью, описывающей наш мир на макроуровне. Что касается взаимодействий на уровне элементарных частиц, здесь лучше работают квантовая механика и теория суперструн, которая активно разрабатывается физиками в последние десятилетия. В рамках данной концепции, частицы со всеми их взаимодействиями описываются моделью микроскопических струн, вибрирующих в многомерном пространстве и порождающих все известные частицы вместе с их взаимодействиями. В отличие от Общей теории относительности, описывающей явления в рамках четырехмерного пространственно-временного континуумма, теория суперструн оперирует более многомерной реальностью и рассматривает наш мир как некую мембрану, погруженную «макровселенную» — наподобие пучка водорослей, плавающего в огромном океане.

Помимо прочего, в теории суперструн предполагается существование миниатюрных черных дыр, образовавшихся вскоре после Большого Взрыва и рассеянных по всей вселенной. По мнению многих теоретиков, в солнечной системе должны быть тысячи подобных объектов — разумеется, при условии, что теория суперструн является более или менее верной моделью. Согласно ей, размеры этих черных дыр не должны превышать размера атомного ядра при массе, равной небольшому астероиду, и все же, несмотря на столь микроскопические размеры, их можно обнаружить, поскольку они должны испускать гамма-лучи.

В 2007 г. Американское космическое агентство планирует запустить в космос мощный рентгеновский телескоп GLAST (Gamma-ray Large Space Telescope). По расчетам астрофизиков, его чувствительности должно быть достаточно для обнаружения пульсации миниатюрных черных дыр. Так что не за горами то время, когда теория суперструн получит серьезное экспериментальное подтверждение. Или появятся новые свидетельства ее ошибочности.