Семена жизни: Жизненно важный ветер

Возможно, самые смертоносные объекты во Вселенной – черные дыры – являются источником, питающим жизнь в ней.
Семена жизни: Жизненно важный ветер

Сразу после Большого взрыва Вселенная состояла лишь из самых легких элементов — водорода и гелия. Более тяжелые элементы, как считается, образовались в ходе термоядерных реакций внутри первых звезд, и затем унеслись от них, включившись в состав звезд следующих поколений и планет. Черные дыры могли помочь их распространению.

Научно-фантастическая литература и кинематограф приучили нас воспринимать черные дыры, как абсолютный поглотитель, смертельно опасный для всего, что попадает в его окрестности. Это и так, и не так: пока межзвездный газ не пересек горизонт событий, он может унестись прочь от нее. Более того, недавнее исследование показало, что раскаленный газ, избегнувший смертельных объятий черной дыры, может служить источником элементов, из которых созданы все известные нам живые организмы.

Международная группа астрономов, возглавляемая Йером Кронголдом (Yair Krongold) из Национального независимого университета Мексики, обнаружила, что раскаленный газ, «на всех парах» убегающий от гигантских черных дыр, расположенных в центрах галактик, может нести в себе углерод и кислород, перенося их на далекие расстояния между галактиками. Исследовав сверхмассивную черную дыру в центре галактики NGC 4051, ученые обнаружили, что источник потока находится совсем близко к границе дыры, на расстоянии 2 тыс. радиусов Шварцшильда — в данном случае, около 6,4 млрд. км. Скорость этого «ветра» составляет 6,44 млн. км/ч, так что за тысячелетия газ, содержащий жизненно важные элементы, способен преодолеть колоссальные расстояния, включиться в газовые облака и межзвездную пыль туманностей, из которой в будущем образуются новые звезды, планеты, а возможно, и новая жизнь.

Между тем, черных дыр оказывается гораздо больше, чем предполагалось ранее — читайте: «Дырявая Вселенная», а ученые научились измерять период их обращения: «Черные карусели» и начали проект по их картографированию: «Карта дыр».