Смысл существования: Прямая обязанность живых

Рано или поздно, но этот день наступит: жизнь на Земле исчезнет. Неважно, что станет тому причиной – столкновение ли с огромным астероидом, смерть Солнца, наша собственная безответственность или воинственность, все будет кончено. Но не все потеряно. По крайней мере, если мы послушаем совета одного ученого и разошлем по Вселенной «семена жизни».

По мнению профессора Майкла Мотнера (Michael Mautner), «засев» Вселенной — не просто любопытная возможность, но наша прямая этическая обязанность. Будучи частью земной биосферы, развившейся на Земле в результате 4 млрд лет эволюции, мы просто обязаны позаботиться о возможно более долгом сохранении жизни, как редчайшего (если не уникального) явления. Это, — считает Майкл Мотнер, — и есть смысл существования человечества. Тем более что уже с сегодняшними технологиями задача эта совсем не фантастична.

Наша моральная обязанность — расширить горизонты жизни, — полагает ученый, — а возможно, и распространение нашего собственного вида за пределы Солнечной системы, в миры, которые могут быть предварительно трансформированы и подготовлены к заселению армией первопроходцев-микробов. (Напомним, что подобный футуристический подход к освоению других планет называется терраформированием.) «Подготовка будущего жизни, — пишет Мотнер, — может дать нашему существованию глобальную, космическую цель».

Чтобы обрести эту цель, профессор предлагает начать с отправки заполненных различными микроорганизмами капсул на ближайшие планеты (и еще не до конца сформировавшиеся протопланеты), по своим параметрам способные стать новым приютом жизни. Простейшие, устойчивые к неблагоприятным условиям микробы — такие, как цианобактерии — смогут связать излишки токсичных газов в атмосфере (например, аммиак и углекислый газ) и выделить такие ценные элементы, прежде всего, кислород. Понемногу новый мир станет готов к естественному развитию более сложных форм жизни.

Чтобы увеличить шансы первых микробов-колонистов на успех, Майк Мотнер предлагает посылать в капсулах не один, а целый набор разных видов микроорганизмов, обладающих разными способностями и приспособленными к разным окружающим условиям. Возможно, с ними стоит отправить и личинки более развитых организмов, известных своей устойчивостью — например, яйца коловраток, которые смогут придать дополнительное ускорение эволюционным процессам.

Мотнер уже провел самостоятельное исследование, выделив потенциально подходящие для «посева» далекие планеты и аккреционные диски вокруг молодых звезд, которые в скором времени станут новыми планетами. В свой список он включил даже газопылевые скопления, которые лишь начинают путь к тому, чтобы превратиться в звезды. По уверениям профессора, с помощью орбитального зонда Kepler можно будет обнаружить сотни подходящих целей на расстоянии от нескольких до 500 световых лет от нас.

Для такой «массовой рассылки» жизни по Вселенной Майк Мотнер предлагает построить флотилию недорогих кораблей с «солнечным парусом» (заметим, что при всей многообещающей перспективе пока ни один подобный проект реализован не был — впрочем, лучше прочтите о них в статье «На зеркальных парусах»). Теоретически, такие аппараты понемногу способны набрать колоссальные скорости под давлением излучения звезд. Микроорганизмы можно заключать в крохотные капсулы по нескольку сот тысяч клеток в каждой — и весом по 0,1 мкг. Самым сложным, по мнению Мотнера, станет точное «наведение» аппаратов на цель с тем, чтобы сотни тысяч, а то и миллионы лет спустя они с достаточной аккуратностью вышли в намеченную заранее область.

Профессор Мотнер оценил и возможные риски подобного способа расселения, и на их основе подсчитал, сколько именно капсул требуется разослать, чтобы иметь достаточную уверенность в успехе. По его словам, понадобится несколько сотен тонн микробной биомассы, которые сумеют заселить несколько десятков новых планетных систем. «С учетом современной стоимости вывода груза в 10 тыс. долларов за 1 кг, запуск такого количества микробов обойдется в 1 млрд, — резюмирует он. — Но если разработать стратегии более точного вывода к цели, это позволит существенно снизить потери капсул и, как следствие, затраты». Да и быстрое освоение околоземного пространства сулит снижение стоимости проекта — кстати, уже не выглядящего заоблачно дорогим. Для сравнения, на МКС странами-участницами было потрачено на пару порядков больше.

Нельзя не заметить, что проект — прямой потомок гипотезы панспермии, согласно которой жизнь на Землю была занесена из космоса, в виде примитивных организмов и, возможно, первичного запаса питательных веществ.

Как ни удивительно, но эта идея в наши дни получает все больше косвенных подтверждений — мы писали о связанных с ней исследованиях в заметках «Большое космическое путешествие», «Высокие гости» и «Доказательство первое». Однако проект Майкла Мотнера ставит панспермию с ног на голову, делая людей не тварями безвестного космического источника жизни, но — творцами новых обитаемых миров, цепочкой в жизни, которая будет существовать вечно. Пока стоит Вселенная.

shichlik
shichlik 26 Августа 2010, 14:08
Не понял как эти микроорганизмы столько проживут в капсулах в открытом космосе????
margrit.ru
margrit.ru 31 Марта 2010, 20:03
На Земле все разрушили - полетели громить дальше... Зачем все сохранять - проще начать заново... Лучше вложить эти деньги в ДАННЫЙ момент НАШУ планету. Хотя это чисто по человечески.
drvutt
drvutt 18 Февраля 2010, 21:02
Думаю что подобную идею стоит осуществить - но позже. Если все пойдет хорошо, в будущем подобная задача будет для нас гораздо легче. Данным способом можно начать терраформирование планет, задолго до отправки к ним экспедиций с целб колонизации. Но пока что это всего лишь идея - на данный момент технологии нужные для этого только зарождаются. Так что в любом случае это дело будущего.Может лет через 50 - 100 :)
udatos
udatos 16 Февраля 2010, 12:02
В общем, задумка не плохая. Но на сегодняшнем этапе развития человечества, когда огромное количество людей живут в условиях первобытного человека, голодают, не имеют чистой воды и электричества, профессор предлагает потратить миллиарды долларов на перспективу в миллионы лет. В настоящее время реализовывать эту идею - полнейший идиотизм! Пускай лучше подумает как за миллиард долларов решить настоящие проблемы!
homa-box
homa-box 16 Февраля 2010, 12:02
Я считаю, что какое он имеет право так рассуждать и планировать осуществлять свои планы, какое мы имеем право на такие космические рассылки и так далее...не ему ьрешать, что будет дальше и как поступать...А так называемая "запись информации" про существующую жизнь и так давно есть без нас, просто мы ещё многого не знаем, тот же Никола Тесла говорил, что информацией наполнена вся Вселенная...И как-то читал статью в журнале "Дискавери", что вся информация о происхождении жизни и так далее даже зашифрована в наших ДНК, просто мы ещё на пути к тому уровню развития и понимания, на котором мы моглибы считывать эту информацию... А идею этого учёного я считаю, мягко говоря, неправильной, просто немогу подобрать нужные опредиления...
oddworld
oddworld 16 Февраля 2010, 11:02
Мне идея нравится.И причем тут найчная цель и не все ли равно нам уже будет кто и что там получится и получится ли вообще.Важен сам факт попытки оставить и сохранить все то что мы нажили за 4 млр. лет.Ведь реально,задумайтесь,а что если мы вообще единственный случай во Вселенной,где имеется жизнь,причем разумная.И вы хотите это оставить как есть.что этот феномен прекратил своё существование и не оставил псле себя каких-либо "записей" о своем существовании. Я думаю такой проект нужно приводить в жизнь.
saab89