Современный горожанин потерял около половины видов кишечных микробов

Ученые показали, что микробиом человека теряет видовое разнообразие. По сравнению с современным городским жителем у шимпанзе в два раза больше различных различных видов кишечных бактерий. Состояние микробиома крайне важно, и эти потери могут оказать разрушительные влияние на организм человека.
Современный горожанин потерял около половины видов кишечных микробов

В кишечнике живут мириады «хороших» бактерий, без которых человек бы не выжил. Но видов таких бактерий все меньше

Микробиом включает в себя бактерии, грибы, вирусы и другую микроскопическую жизнь, населяющую живой организм, будь то человек, растение или планария. Для людей и многих других приматов наиболее характерный микробиом — это кишечные бактерии. У людей кишечные бактерии не только помогают переварить пищу, но и влияют на то, как иммунная система реагирует на патогены и аллергены. Бактерии даже взаимодействуют с мозгом и влияют на наше настроение.

Эндрю Мёллер, биолог-эволюционист из Корнельского университета и его коллеги показали, что микробы кишечника человека очень похожи на микробы других приматов, и предположили, что присутствие бактерий в кишечнике предшествовало эволюции современного человека, как вида.

Исследования Эндрю Мёллера и работа других ученых показывают, что микробиом кишечника человека постепенно стал менее разнообразным, чем кишечные микробиомы других приматов. Одно из исследований обнаружило 85 микробных родов, таких как Bacteroides и Bifidobacterium, в кишечнике обезьян, и только 55 у людей в городах США. Но люди в менее урбанизированных областях мира имеют от 60 до 65 из этих бактериальных групп. Это наблюдение показывает, что от потери видового разнообразия микробиома страдают больше всего горожане.

Среди основных причин таких потерь учеными назвали: изменение рациона питания — он становится все более однообразным, использование антибиотиков, постоянный стресс и улучшение гигиены.

GUERCHOM NDEBO/AFP VIA GETTY IMAGES

Современный горожанин, древний охотник и шимпанзе

Мёллер и его коллеги собрали экскременты нескольких групп африканских шимпанзе и бонобо, выделили и секвенировали микробную ДНК в их фекалиях. Биологи также взяли данные о ДНК кишечных микробов, ранее собранные другими исследователями для горилл и других приматов, и получили подробную информацию о 22 видах приматов. Ученые сравнили данные о микробиомах кишечника из 49 человеческих популяций, древнюю ДНК из окаменелых человеческих экскрементов и наложили все это на генеалогическое древо приматов. Ученые показали, что люди потеряли примерно 57% ветвей микробов, которые в настоящее время обнаруживаются у шимпанзе или бонобо. Некоторые бактерии потеряны тысячи лет назад, а некоторые исчезли совсем недавно, причем больше всего видов потеряли горожане.

Зачем нужны пропавшие микробы

Кайл Мейер, микробиолог из Калифорнийского университета в Беркли, предположил, что такие потери не обязательно являются проблемой: «Может быть, они нам и не нужны». Но Мёллер с ним не согласен: «Мы действительно совершаем страшные вещи с нашими микробиомами», — предупреждает он. Мёллер предполагает, что выявление пропавших микробов может стать первым шагом к их возвращению. Если мы определим, что эти группы выполняли важные функции для поддержания здоровья людей, возможно, нам удастся их восстановить с помощью пробиотиков.