Созданы идеальные протезы кровеносных сосудов

В научном журнале Science опубликованы результаты испытания бесклеточных сосудов человека. В результате получились очень близкие к «настоящим» кровеносным «магистралям» людей протезы. Новый тип медицинских изделий разработан учеными из Йеля и университета Дьюка (США).
Созданы идеальные протезы кровеносных сосудов

Трансплантация кровеносных сосудов — чрезвычайно сложная процедура даже при современном уровне развития медицинских технологий. Чаще всего врачам приходится брать их с других частей тела пациента и пересаживать в более важные поврежденные органы. В ряде случаев применяется пересадка сосудов от животных. Альтернативой являются искусственные протезы, которые изготавливаются из полимеров и вживляются в разрыв. Однако все эти методики практически всегда не имеют успеха, и у пациента начинается отторжение импланта.

В новой технологии применяется кардинально новый подход. Ученые брали с тел, пожертвованных науке, образцы эндотелиальных клеток, формирующих кровеносные сосуды и слизистые оболочки. Эти клетки выселялись на специально подготовленный сетчатый каркас из биоразлагаемого материала. В результате вырастали белковые трубки, сформированные растущими культурами.

После удаления живых клеток получались искусственные сосуды готовые к пересадке. Удаление живой культуры необходимо для оптимизации промышленного производства, удобства хранения и устранения вероятности иммунного ответа пациента. В будущем такие трубки-заготовки можно будет массово создавать и поставлять в медицинские учреждения, где они будут длительное время храниться в ожидании операции.

Исследование проводилось на 60 пациентах от 18 до 80 лет, за которыми после пересадки наблюдали от 16 до 200 недель. Организмы подопытных приняли импланты и вырастили вокруг них многослойную живую ткань. Даже в случае повреждения нового искусственного сосуда, он заживлялся клетками пациента.