Средневековая итальянка перенесла две операции на черепе

Детальное исследование черепа женщины, жившей в Италии более 1300 лет назад, показало, что его владелица перенесла как минимум две хирургические операции.
Средневековая итальянка перенесла две операции на черепе
Micarelli et al., International Journal of Osteoarchaeology 2023

Одну из операций женщина точно пережила

В новом исследовании, опубликованном в International Journal of Osteoarchaeology, ученые проанализировали череп женщины из некрополя Кастель Трозино в Италии, который служил местом захоронения зажиточных людей с VI по VIII века.

Во время раскопок исследователи обнаружили большое количество золотых украшений. Однако ученых больше заинтересовала другая находка: «первое свидетельство крестообразной модификации кости у живого человека».

Отметины на черепе

Макроскопический, микроскопический и компьютерно-томографический (КТ) анализы выявили признаки как минимум двух операций на черепе, в том числе крестообразной.

Крест, сделанный с помощью металлического инструмента с острыми краями, содержит округлый участок хорошо зажившей кости в центре. По словам ученых, такое заживление занимает около полугода, а это значит, что пациентка пережила операцию.

Однако вторая V-образная отметина на черепе не показывает признаков заживления. Возможно, женщина умерла почти сразу после операции.

Что же это за отверстия?

Сначала исследователи посчитали эти отверстия на черепе – ритуальной трепанацией. Однако быстро отмели эту гипотезу, так как нет никаких исторических подтверждений ритуала в том регионе того времени.

Второй вариант – наказание под названием decalvatio, включающее нанесение увечий головы. Но, согласно записям, это наказание применялось крайне редко и только в отношении солдат, сбежавших с поля боя.

В итоге исследователи сошлись во мнении, что отметины на черепе – хирургическая операция. Трепанация часто встречается в европейской средневековой литературе. Эта находка – первое «живое» подтверждение крайне опасной процедуры.