Старение может улучшить умственные способности

Считается, что с возрастом умственные способности снижаются, однако ученые доказали, что концентрация и внимание улучшаются, потому что человек практикует их всю жизнь. Их тренировка, надеются исследователи, поможет предотвратить болезнь Альцгеймера.
Старение может улучшить умственные способности

Исследование показало, что ключевые умственные способности, включая концентрацию и внимание, улучшаются с возрастом

Исследовательская группа из Джорджтаунского университета (США) рассмотрела три аспекта внимания и когнитивного контроля в группе из 702 участников в возрасте от 58 до 98 лет. Изучаемые аспекты — это сети мозга, которые участвуют в таких процессах, как «предупреждение», «ориентирование» и «исполнение». Каждый из них зависит от разных областей мозга, генов и нейрохимических веществ.

Предупреждение отвечает за бдительность и реакцию, ориентирование включает перемещение ресурсов мозга для поиска наиболее выгодного в той или иной ситуации действия, а исполнение подавляет отвлекающую информацию и концентрирует внимание на необходимой. Автор исследования Жоау Вериссимо разъяснил действие этих аспектов на примере вождения: «Предупреждение — это ваша повышенная готовность при приближении к перекрестку. Ориентирование вступает в игру, когда вы переключаете внимание на неожиданное движение, например, на пешехода. А исполнительная функция позволяет вам не отвлекаться на рекламные баннеры и контролировать ситуацию».

Ученые выяснили, что с возрастом хуже работает только предупреждение. По их мнению, остальные навыки внимания и концентрации улучшаются на практике на протяжении всей жизни. Соответственно, к ее концу они настолько прокачаны, что не поддаются возрастным нейронным нарушениям. Напротив, пожилые люди быстрее находят пути решения в стрессовых ситуациях, если на протяжении всей жизни стремились это делать. Но только бдительность невозможно натренировать, считают исследователи.

«Полученные данные не только меняют наше представление о том, как старение влияет на разум, но также могут привести к клиническим улучшениям, в том числе для пациентов с нарушениями мозга, например, болезнью Альцгеймера», — сказал Майкл Т. Ульман, профессор Джорджтаунского университета и соавтор исследования.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Human Behavior.

марина минаева