Ставка на население: Двадцать три процента

Через год-два нам будут известны сотни потенциально обитаемых планет.
Ставка на население: Двадцать три процента

В мае 2009 г. состоялся запуск орбитального аппарата Kepler, предназначенного для поиска далеких планет, прежде всего — небольших, близких по размерам к Земле (читайте: «Ловец жизни»). Это была почти лотерея: 600-миллионный проект, результативность которого казалась довольно неопределенной. Сегодня мы знаем, что ставка сработала. По данным недавнего исследования, Kepler в ходе своей работы найдет порядка нескольких сотен планет, размерами подобных Земле, но, к сожалению вращающихся в слишком обжигающей близости от своих звезд. Ну а в ближайшие год-два ожидается обнаружить столько же, но уже на гораздо более комфортной дистанции. Той, где, в принципе, может существовать жизнь.

Но это дело, пускай и недалекого, но все же будущего. А вот недавние результаты уже сегодня позволяют заявить, что подходящие для обитания миры могут быть довольно распространены в нашей галактике. Калифорнийские астрономы Эндрю Ховард (Andrew Howard) и Джоффри Мерси (Geoffrey Marcy) провели нехитрое исследование. Они отобрали 166 звезд солнечного типа и примерно той же массы, находящихся на расстоянии не более 80 световых лет от Земли (при этом звезды эти не являются объектами исследования зонда Kepler). В течение 5 лет они отслеживали слабое мерцание этих звезд, вызванное влиянием гравитации вращающихся вокруг них планет.

Исходя из характеристик изменяющегося излучения, ученые оценивали параметры планет, и показали, что небольшие планеты могут быть даже более широко распространены, чем гиганты наподобие Юпитера. Минимальная масса, которую им удалось охватить, из-за технических недостатков метода, оказалась примерно втрое большей, чем у Земли, и все обнаруженные планеты оказались слишком близкими к своим звездам, год на них не превышал 50-ти земных дней.

Но если экстраполировать эти данные на планеты массами от 0,5 до 2 земной, ученые предсказывают, что до 23% звезд солнечного типа должны иметь подобные планеты на подходящих орбитах. Если же подставить эти проценты в заранее подобранный набор целей наблюдения зонда Kepler, то и выходит, что он должен найти в общей сложности от 120 до 260 планет земного типа.

Между прочим, по некоторым предсказаниям, первая потенциально обитаемая планета должна обнаружиться уже в мае будущего года. Читайте: «Ожидание собратьев».