Стереокосмос: Солнце в объеме

Опубликованы трехмерные снимки Солнца, сделанные спутниками миссии STEREO. Чтобы увидеть наше светило в объеме, достаточно посмотреть на эти фотографии через очки с двумя светофильтрами – красным и синим.

Два спутника миссии STEREO («Обсерватория взаимодействий Солнца и Земли», Solar Terrestrial Relations Observatory) были запущены в октябре 2006 г. Примечательно, что для выхода на окончательную орбиту вокруг Солнца спутники совершили облет Луны, получив дополнительное ускорение за счет ее гравитационного поля. 21 января, после завершения всех маневров, обсерватории приступили к наблюдениям. Спутники обращаются вокруг Солнца примерно по той ж орбите, что и Земля, при этом один из них немного забегает вперед, а второй — немного отстает от нашей планеты. Угловое расстояние между аппаратами ежегодно увеличивается на 45 градусов. Подобно тому, как немного расставленные глаза позволяют человеку воспринимать действительность в объеме и чувствовать расстояния до объектов, спутники STEREO позволяют получать трехмерную картинку Солнца путем совмещения фотографий, сделанных под несколько разным углом.

Объемные снимки необходимы для того, чтобы лучше исследовать процессы, происходящие в солнечной короне, где периодически образуются мощные выбросы, закрученные вдоль спутанных линий магнитных полей звезды. На двухмерных фотографиях атмосфера Солнца выглядит как полупрозрачная дымка, полная хаотичных завихрений. Выделить в ней отдельные образования и проследить за их развитием оказывается очень непросто. По словам астронома Рассел Говарда (Russell Howard), «на двухмерных снимках мы имеем дело с картинкой, лишенной объема — все кажется абсолютно плоским. Благодаря стереосъемке, позволяющей получать трехмерные изображение, мы сможем отслеживать потоки энергии и газа с гораздо большей точностью. Это непременно поможет нам лучше разобраться в физической природе происходящего».

В начале марта спутники STEREO удалились друг от друга на достаточно значительное расстояние, чтобы их фотографии можно было совмещать в читаемую трехмерную картинку изображения. Первые трехмерные изображения Солнца уже выложены на сайте NASA и на сайте самой миссии STERЕO.

Чтобы увидеть фотографии в объеме, нужно смотреть на них через специальные очки — их можно легко сделать самому, воспользовавшись следующей инструкцией: все, что понадобится для этого — кусок картона, ножницы, скотч и два куска прозрачной пленки синего и красного цвета (ее можно купить в канцелярских магазинах). А NASA предлагает собственный шаблон, по которому удобно вырезать основу для очков.

Впрочем, постоянным читателям «TechInsider» все эти манипуляции не понадобятся: трехмерные очки прилагались к специальному трехмерному номеру журнала за апрель 2006 г.

Читайте о современной истории изучения нашей звезды: «Ближе к Солнцу», и о других недавних находках: «Полярные загадки», «Солнце в гневе».