Странные подземные толчки на Марсе вызвали массу вопросов

Новые методы исследования выявили ранее незамеченные землетрясения под марсианской поверхностью, и, по словам ученых, лучшим объяснением на данный момент является продолжающаяся вулканическая активность.
Странные подземные толчки на Марсе вызвали массу вопросов

Кажется, появляется все больше свидетельств того, что Марс далеко не такой мертвый мир, каким мы привыкли его считать – под безжизненной корой бурлят сейсмические процессы.

Долгое время ученые считали, что внутри Марса ничего особенного не происходит.

У планеты очень слабое магнитное поле. Планетарные магнитные поля (обычно) генерируются внутри планеты явлением под названием «динамо» — вращающейся, конвекционной и электропроводящей жидкостью, которая преобразует кинетическую энергию в магнитную, раскручивая магнитное поле вовне.

Отсутствие у Марса магнитного поля предполагает отсутствие активности внутри планеты. Это важно, поскольку наличие магнитного поля у планеты может буквально означать разницу между жизнью и смертью всех существ на ее поверхности. На Земле магнитное поле защищает нас от космического излучения, которое может уничтожить все живое. Например, на Марсе уровень радиации намного выше, хотя он и дальше от Солнца.

Но когда в ноябре 2018 года прибыл посадочный модуль НАСА InSight и начал слушать сердцебиение Марса, мы узнали нечто действительно необычное: внутри планеты слышен грохот. На сегодняшний день InSight обнаружил сотни марсотрясений — этого достаточно, чтобы дать нам подробную карту марсианских недр.

Марсотрясения и их последствия

Недавно ученые обнаружили 47 новых сейсмических событий, происходящих из области на Марсе, называемой ямами Цербера — системой трещин, созданных разломами, которые разорвали кору.

Волновой профиль этих марсотрясений схож с профилем двух куда более крупных, которые произошли в мае и июле 2019 года. Ученые видят между ними связь, и в настоящее время пытаются установить точную причину подземных толчков. Анализ показал, что во времени землетрясений не было никакой закономерности, что исключает такие причины, как, например, влияние марсианского спутника Фобоса.

С кислородом на Марсе происходит что-то странное

«Мы обнаружили, что эти марсотрясения неоднократно происходили в любое время марсианского дня, в то время как марсотрясения, обнаруженные и зарегистрированные НАСА в прошлом, по-видимому, происходили только глубокой ночью, когда на планете спокойнее», — отмечают исследователи.

Ученые также обращают внимание на то, что если Марс как планета все-таки геологически активен, то у исчезновения его магнитного поля должны быть другие, не менее вески причины. Если их удастся вычислить, то подобное открытие может, в конечном итоге, раскрыть и загадку жизни на Красной планете – остается лишь ждать новостей.