Супер-организм: Целый улей

Общепринято трактовать колонии муравьев, пчел и других общественных насекомых, как единое целое. Теперь же это мнение получило научное подтверждение: муравейник или рой ведет себя, как огромное над-существо.
Супер-организм: Целый улей

Выяснилось, что колонии общественных насекомых полностью подчиняются биологическим закономерностям, выведенным для отдельных организмов. Это и позволяет трактовать их, как «супер-организм», в том числе, с точки зрения физиологии и особенностей жизненного цикла. Социальные взаимодействия отдельных особей в рамках колонии весьма напоминают взаимодействие клеток внутри отдельного организма. Это «над-существо» состоит из мириадов отдельных существ: к такому выводу пришли ученые, работающие под руководством Джеймса Джилули (James Gillooly).

Они использовали математические модели, разработанные для описания и прогнозирования продолжительности жизни, рост и репродукцию отдельных организмов, и приложили их к целой колонии. Эксперимент этот был повторен для 168-ми различных видов общественных насекомых, включая разновидности муравьев, термитов, пчел и ос. Авторы обнаружили, что все названные параметры существования многочисленной колонии полностью подчиняются закономерностям, свойственным отдельному организму.

Исследование должно помочь пониманию того, как естественный отбор привел к формированию столь сложных социальных систем, как у этих общественных насекомых, у которых масса безропотных и стерильных рабочих обеспечивает идеальные условия для размножения одной-единственной матки.

По мнению Джеймса Джилули, в ходе эволюции жизни произошло «два важнейших прорыва — объединение отдельных клеток в единый организм, и объединение отдельных организмов в сообщество». Сегодня мы знаем немало о том, как многоклеточная форма существования меняет жизнь клеток. И оказывается, многое из этого применимо и к социальной форме «существ», состоящих из многоклеточных организмов.

Это особенно важно в свете того, что общественные насекомые составляют немалую долю живых существ на нашей планете — так, недавно было показано, что некоторые колонии муравьев простираются на целые континенты («Тайны подземелья»). А дополнительную остроту исследованию придает развитие современного общества людей, которое, похоже, по формам своим становится все ближе к «идеальному государству», изобретенному муравьями еще за миллионы лет до нашей эры.

oddworld
oddworld 26 Января 2010, 18:01
А чего авторы хотели? Муравьям,термитам и прочим социальным колониям от 100 до 150 млн. лет Самые древние это тараканы,250 млн. лет назад появились,потом 150 млн. лет термиты и порядка 100 млн. лет назад появились муравьи. Тем более,учитывая что муравьи в своем большинстве бесполые,вот они и не засоряют свою голову мыслямии инстинктами кого бы оплодотворить.Ониработают на благо своего муравейника. Но удивительно то что рождаются также определенные группы полых муравьев,это будущие самцы,которые оплодотворяют самку,уже заранее запрограмировано кто родится рабочим,кто солдатом и т.д. И никто не возмущается своим положением.И не удивительно что за такое количество летсвоего существовния,они выстроили идиальное социальное общество,которое живет ка кединый организм.Хотя и там тоже есть свои бездельники,кто плохо работает,за них много чего переделывают,но это сути не меняет. Возможно через десятки млн. лет человек так же выстроил бы подобное общество.Но не доживем....сами себя угробим.
weise-sport
weise-sport 26 Января 2010, 12:01
ошибка в тексте: не "терминов", а "термитов". всегда поражался колониям насекомых! будь у людей одна женщина всего, ее бы тоже всем миром защищали и жили для нее;)